Чуткие люди пожертвовали меньше денег в стрессе

Немецкие и канадские психологи на 35 добровольцах показали, что стресс и гормон стресса кортизол снижают альтруистичное поведение и изменяют активность в областях мозга, связанных с принятием социальных решений, однако только у испытуемых с сильным чувством эмпатии. В работе, опубликованной в журнале Journal of Neuroscience, добровольцы решали, сколько денег пожертвовать благотворительным организациям до и после того, как их подвергали стрессу. Одновременно с этим активность их мозга регистрировали с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии.

Люди часто ведут себя альтруистично, даже при отсутствии непосредственных выгод, к примеру, делают анонимные пожертвования благотворительным организациям. Некоторые исследования демонстрируют, что стресс может влиять на альтруистичное поведение. Вызванное стрессом увеличение гормона кортизола связывают с уменьшением альтруистичных поступков. Однако на сегодняшний день данных о влиянии стресса на альтруизм все еще недостаточно. Нейронные механизмы, через которые стресс и гормон кортизол влияют на альтруизм, все еще изучены слабо.

Теперь исследователи под руководством Стефана Шульрайха (Stefan Schulreich) из Гамбургского университета решили оценить активность нейронов мозга добровольцев во время принятия решений о благотворительных пожертвованиях в стрессе и без него.

В исследовании приняли участие 35 человек (15 женщин и 20 мужчин; 23,49 ± 4,14 года). Ученые убедились, что участники не принимали лекарства, наркотики, не курили и не имели неврологических или психиатрических заболеваний. К участию не допустили женщин, принимающих противозачаточные и другие гормональные препараты из-за возможного влияния на кортизол. Кроме того, исследователи попросили участников воздерживаться от физических упражнений, приема пищи и употребления кофеина за два часа до экспериментов.

Ученые протестировали добровольцев на чувство эмпатии, подвергли стрессу, а затем дали «благотворительные» задания (до и после стрессового воздействия). Тест на эмпатию заключался в том, что участники смотрели видеозаписи, где актеры рассказывали истории. Затем испытуемые оценивали свою эмпатию к говорящему, отвечая на вопросы из опросника EmpaToM.

Стрессового состояния участников достигали с помощью стресс-теста Трира в честь Трирского университета в Германии, где он был разработан. Испытуемых просили подготовить пятиминутный доклад, а затем выступить перед жюри, убедив их в том, что они лучшие кандидаты на открытую вакансию. Участникам сказали, что выступление будет записываться на видеокамеру и оцениваться по двум параметрам: содержанию доклада и манере изложения. Также сразу же по окончании выступления участников попросили посчитать от 17 до 2043 в обратном порядке как можно быстрее и точнее. Уровень стресса подтверждали измерениями кровяного давление, пульса и концентрации кортизола в слюне.

Далее ученые использовали задание на благотворительные пожертвования, одновременно регистрируя активность мозга участников с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии. Задание состояло из 40 испытаний каждое (до и после стресс-теста). В каждом испытании добровольцам давали краткое описание контекста и благотворительной организации, и участники должны были решить, сколько пожертвовать на благотворительность той или иной организации (от 0 до 20 евро).

Оказалось, что повышение уровня кортизола было связано с уменьшением пожертвований участниками с высокой способностью к эмпатии. Такой связи не наблюдалось у испытуемых с меньшей чуткостью. Результаты функциональной магнитно-резонансной томографии показали, что у эмпатов в стрессе активность правой дорсолатеральной префронтальная коры была меньше, чем у неэмпатов после стрессового воздействия.

На альтруистичное поведение влияет не только гормон кортизол. Несколько лет группа европейских и американских исследователей изучили, как «гормон доверия» окситоцин влияет на готовность немцев жертвовать деньги беженцам. Результаты показали, что ингаляция окситоцином повышает сумму пожертвования почти в два раза.

Виктория Барановская