Американские антропологи выяснили, что самцы шимпанзе в возрасте от 12 до 21 года формируют прочные связи с другими самцами, причем независимо от возраста. Чаще всего отношения наблюдаются среди единоутробных братьев, но нередко самцы дружат и с особями постарше. Особи постарше, в свою очередь, иногда оказываются отцами: как именно они со своими сыновьями узнают друг друга, однако, пока что неясно, пишут ученые в American Journal of Primatology.
У социальных видов животных выживаемость в среде обитания во многом обеспечивает то, насколько крепкие связи они формируют с сородичами: близкие родственные или дружеские отношения могут обеспечить защиту, доступ к еде и даже успех полового отбора. В частности, крепкая связь наблюдается среди взрослых особей шимпанзе: дружат как особи, родившиеся от одной матери, так и никак родственно не связанные друг с другом самцы. До сих пор, однако, не было понятно, когда именно такие связи формируются: уже во взрослом возрасте, в юношестве или же в детстве.
Изучить этот вопрос подробнее решили ученые под руководством Аарона Сандела (Aaron Sandel) из Техасского университета. В течение года они следили за 18 молодыми (в возрасте от 12 лет до 21 года) самцами шимпанзе, проживающими в одном из национальных парков Уганды. Ученые сосредоточились на особях, достигших подросткового возраста — условной социальной зрелости: после 12 лет шимпанзе отделяются от своих матерей и чаще проводят время с другими особями.
За год ученые подсчитали, сколько времени две особи проводили друг с другом, как близко они друг к другу находились (учитывалось расстояние от пяти метров и ближе), а также как они друг за другом ухаживали. Учитывались как отношения изучаемых шимпанзе друг с другом, так и с другими самцами — младше или старше.
Исследователи выяснили, что формирование прочных связей между самцами не зависит от возраста: и в подростковом возрасте (от 12 до 16 лет), и будучи молодым взрослым (от 17 лет до 21 года) у каждой особи в среднем по четыре близких друга. Около 40 процентов всех связей были тройными: два молодых самца и самец постарше (самому старому было 38 лет).
Чаще всего самцы общались со своими единоутробными братьями, а из старших сородичей нередко выбирали отцов. Ученые отметили, что до сих пор не было зарегистрировано прочных связей и ухаживаний между взрослыми самцами шимпанзе и их отцами. Пока что неясно, как именно сыновья и отцы узнают друг друга, так как самки шимпанзе спариваются с большим количеством самцов, при этом следя за всеми детенышами одновременно. Авторы предполагают, что такая связь может формироваться в раннем возрасте: считается, что самцы шимпанзе довольно тепло относятся к своим детенышам и проводят с ними много времени, когда те еще маленькие.
Помимо взаимоотношений шимпанзе ученые также изучают и то, как они проводят время. Например, в конце прошлого года две группы ученых рассказали о том, что шимпанзе могут синхронно двигаться в танце, а также кидать камни в корни деревьев для получения звука.
Елизавета Ивтушок
Это показало агентное моделирование
Биологи из Великобритании, Германии и Индонезии обнаружили, что рацион молодых орангутанов расширяется до взрослого уровня благодаря социальному обучению. Агентная модель, куда исследователи загрузили данные наблюдений за двенадцать лет, показала, что без пристального наблюдения за тем, как едят сородичи, рацион орангутанов к девяти годам оказывается меньше на пять процентов. И очень вероятно, что в эти пять процентов входит наиболее питательная пища, которую трудно добывать. Работа опубликована в Nature Human Behaviour.