Бонобо не запомнили короткие последовательности стимулов

В отличие от людей

Ученые из Швеции выяснили, что бонобо не могут запомнить и различить короткие последовательности стимулов, а людям это дается легко. Как полагают ученые, это может быть важным различием между людьми и другими животными, а также может объяснять, почему только люди владеют речью и сложной культурой. Работа опубликована в PLoS ONE.

У нечеловеческих животных много «культурного»: они подражают сородичам, учатся друг у друга, а у кого-то даже возникают вокальные или жестовые диалекты. Когнитивные способности многих видов тоже впечатляют: обезьяны, грызуны, птицы и даже эусоциальные насекомые могут научиться считать — или, по крайней мере, сравнивать разные множества. Однако есть кое-что доступное, судя по всему, лишь людям — способность различать и запоминать порядок стимулов.

Ранние исследования дали понять, что животные (кроме людей) в целом плохо запоминают произвольные стимулы. Когда ученые показывали животным, к примеру, круг, а затем — круг вместе с квадратом, испытуемым было сложно выбрать стимул, который они уже видели до этого, если задержка между появлением первого и второго стимула была хоть сколько-нибудь продолжительной. Также нечеловеческие животные путают, например, последовательность красного и зеленого огней с последовательностями зеленого и красного, зеленого и зеленого, и такие ошибки сохраняются после тысяч обучающих испытаний.

Чтобы проверить гипотезу о том, что только люди развили способность точно представлять и запоминать последовательности стимулов, Йохан Линд (Johan Lind) из Стокгольмского университета и его коллеги провели тесты с людьми и другими человекообразными обезьянами — бонобо (Pan paniscus). Участников экспериментов садили перед монитором, на котором появлялись разные изображения. Задачей было запомнить картинку или их последовательность.

В первом эксперименте участвовали два самца бонобо — 39-летний Канзи и 9-летний Теко. На экране сначала появлялся синий или желтый квадрат, а затем — оба сразу. Задержка между стимулами длилась от ноля до десяти секунд. Обезьяна должна была выбрать тот квадрат, который она уже видела. За правильный ответ экспериментатор давал бонобо награду: арахис, виноград или клубнику. Оба самца запоминали стимул, только когда задержка была короткой. Если задержка длилась ноль секунд, то вероятность правильных ответов составляла 85 процентов и выше. Когда два квадрата появлялись спустя две секунды, результативность падала до 71–72 процентов. При задержек в пять секунд обезьяны выбирали верный ответ в 57–58 процентах случаев, а уже через десять секунд выбор не отличался от случайного.

Во втором эксперименте участвовали четыре взрослых бонобо: Канзи, Теко, Ниота и Майша. Здесь экран был целиком окрашен в синий или желтый цвет (стимулы А и В), и эти стимулы следовали друг за другом поодиночке. В итоге могла получиться одна из четырех последовательностей: АВ, ВА, ВВ и АА. Обезьяна должна была нажать кнопку в левой части экрана, если видела последовательность АВ, и в правой — после любой другой последовательности. То же самое ученые проделали с пятью студентами. В их случае пищевой награды не было: правильный ответ сопровождал улыбающийся смайлик, а неправильный — грустный. Участникам было сказано собрать за испытание как можно больше веселых смайликов, но они не знали, что именно нужно для этого делать. В результате ни одна обезьяна не научилась различать последовательности стимулов даже после 2370 попыток. Люди же научились этому почти сразу — в среднем после 22 испытаний их точность достигала 79 процентов.

В последнем эксперименте снова участвовали бонобо Канзи и Теко. Теперь ученые хотели проверить, влияет ли продолжительность наблюдения на запоминание. Обезьянам сначала показывали по две картинки, но одна пропадала с экрана быстрее, чем вторая. На следующем слайде картинок было четыре: две изначальных и две новых. Бонобо могли выбрать одно из двух изначальных изображений или же то, которое в этом испытании не встречалось. Ученые ожидали, что обезьяны чаще будут выбирать те изображения, которые они уже видели. Также предполагалось, что чем дольше животное видело стимул в пробных испытаниях, тем лучше его запомнит. Обезьяны действительно чаще выбирали одно из тех изображений, которое они видели вначале. Однако для них не было разницы, какой стимул выбирать — тот, что был на экране дольше, или наоборот.

Способность запоминать последовательности стимулов важна, например, для того, чтобы осваивать язык, вспоминать пережитое, планировать. Вероятно, тот факт, что для нечеловеческих животных трудно распознавать и запоминать эти последовательности, может частично объяснять когнитивные и психические различия между такими животными и людьми.

Ранее исследователи обнаружили, что бонобо меньше, чем человеческие дети, склонны исследовать неизвестное: в экспериментах обезьяны чаще выбирали понятную награду вместо секретной.

Сумчатые куницы предались полуночной сиесте