Ученые назвали это жестовыми диалектами
Ученые из Великобритании выяснили, что у живущих по соседству сообществ шимпанзе есть жестовые диалекты. Они много лет наблюдали за тем, как обезьяны в лесу Уганды манипулируют с листьями и обнаружили между общинами различия, которые очень похожи на культурные. По крайней мере, экологическими и генетическими особенностями их объяснить нельзя. О результатах авторы написали в Scientific Reports.
Не так давно считалось, что культура — явление исключительно человеческое. Но поведенческие исследования показали, что это не так: нечеловеческие приматы и китообразные могут передавать друг другу какие-то навыки, знания и информацию, создавать и перенимать традиции. У птиц и косаток есть диалекты, а разные сообщества обезьян могут по-разному использовать инструменты. Подобные различия в поведении основаны на социальном обучении, и ученые склонны считать их культурными.
Чтобы различия в поведении считались культурными, сообщество не обязательно должно выбрать какую-то одну форму поведения и придерживаться ее все время. Наоборот, если группа может использовать разные формы, но предпочитает какую-то одну, — речь скорее будет идти о культуре. Так, например, соседние сообщества шимпанзе в Национальном парке Тай Кот-д’Ивуара могли колоть орехи и каменными, и деревянными инструментами, но одна группа предпочитала камень, а другая — дерево. Еще одним важным культурным признаком считается и то, что, попадая из одного сообщество в другое, животные могут перенимать новое поведение.
В этом смысле проще всего сравнивать акустические сигналы: там есть количественные характеристики, которые можно измерить, вроде частоты. Кроме того, звуки можно записать, а вот с визуальными сигналами сложнее — часто нужно, чтобы камера захватывала животное полностью, чтобы не мешали деревья или другие животные. Но Гал Бадихи (Gal Badihi) из Университета Сент-Эндрюс и его коллеги все же попробовали сравнить жесты двух соседних общин шимпанзе.
Один из типов жестов, которые используют шимпанзе и бонобо — leaf-clipping, буквально — отсечение или обрезка листьев. Это различные манипуляции с листьями, первоначально описанные так: обезьяна удерживает лист (или несколько) большим и указательным пальцами и рвет его зубами. Позднее описали и другие вариации, как, например, разрывание листьев руками или отрывание их от ветки. Чаще всего эти жесты связаны с сексуальным или ухаживающим поведением: их используют самцы, когда пытаются привлечь самок. Но иногда обезьяны рвут листья в других контекстах, например, когда просят еду у исследователей, или во время игры.
Авторы новой работы больше десяти лет наблюдали за двумя восточноафриканскими общинами шимпанзе — Вайбира (Waibira) и Сонсо (Sonso), которые живут на соседних участках лесного заповедника Будонго в Уганде. В сообществе Сонсо около 70 обезьян (это стандартный размер общины) а в Вайбира — 120 (эта община считается крупной). Конкуренция за спаривание с самками в Вайбира выше, поскольку взрослых самцов и самок там поровну. А вот в Сонсо самок больше примерно вдвое. Данные о жестах собирали в течение 69 месяцев в Вайбира и 83 месяца в Сонсо. Когда получалось, ученые снимали обезьян на камеру, а если такой возможности не было — надиктовывали наблюдения на диктофон.
Они выделили четыре формы жестов манипуляций с листьями: отсечение (leaf-clip), отрыв (leaf-tear), вытягивание (leaf-pull) и бросание (leaf-drop) листьев. Неясно, относятся ли эти четыре формы к одному и тому же типу жеста или это — четыре разных типа. Почти всегда обезьяны использовали рот для манипуляций, и только однажды ученые наблюдали, как шимпанзе использует только руки.
После манипуляций на земле остаются порванные или целые листья, которые можно подобрать и изучить. На основании формы обрывков можно сделать вывод о том, что именно делали обезьяны с листьями. Это и помогло исследователям. Например, если авторы видели оборванные с веток целые листья, то понимали, что использовался жест вытягивания. А если лист был оторван от ветки так, что черешок и небольшой кусочек листа все еще был прикреплен к ветке, то ученые делали вывод, что обезьяна использовала жест отрыва листа. Если шимпанзе находился на дереве, то он мог прибегать к жестам бросания или вытягивания — важно было различить эти два жеста непосредственно во время наблюдения.
По возрасту ученые разделили обезьян на зрелых, которые старше 10 лет (хотя половая зрелость наступает после 16), и незрелых — до 10 лет. За все время наблюдения они зафиксировали 30 наблюдений манипуляций с листьями в общине Вайбира и 41 — в Сонсо. В Вайбира это были в основном самцы — 12 против 2 самок. А в Сонсо почти поровну — 12 самцов и 9 самок.
Жестикулировали обезьяны в разных поведенческих контекстах: во время сексуального поведения, перед криком или барабанным боем, во время игры. Еще манипуляции с листьями могли быть реакцией на наблюдателя или чем-то сторонним: сопровождением охоты или перемещения. Большинство манипуляций с листьями происходили в сексуальном контексте: 67 процентов у Вайбира и 49 процентов у Сонсо. Жесты, предшествующие барабанному бою или крику, встречались в 23 процентах наблюдений у Вайбира и в 7 — у Сонсо. Шимпанзе Сонсо манипулировали с листьями еще и во время игры — в 22 процентах наблюдений.
Способы манипуляций между общинами различались. Шимпанзе Сонсо преимущественно использовали жесты отсечения или обрезки листьев, а Вайбира — отрыв и вытягивание, иногда сочетая их вместе. Возможно, шимпанзе Вайбира не слишком разводят эти две формы жеста. Кроме того, у Вайбира все четыре формы жестов встречались хотя бы раз, тогда как у Сонсо помимо отсечения лишь одна зрелая самка использовала отрыв. Это может означать, что для шимпанзе Сонсо в целом не свойственны некоторые формы манипуляций с листьями, либо же наблюдений не хватило, чтобы обнаружить их. У Сонсо, однако, манипулировали с листьями как зрелые так и незрелые особи, а у Вайбира — только зрелые.
Различия между жестами двух сообществ шимпанзе авторы назвали жестовыми диалектами — по аналогии с речевыми диалектами у людей и акустическими у других животных. Хотя нельзя исключать, что на жестовые предпочтения влияют, например, демографические особенности групп, авторы считают, что эти предпочтения все же могут формироваться местной культурой.
Исследователи и раньше сравнивали, как разные сообщества шимпанзе манипулируют с листьями, однако не учитывали генетические и экологические различия между ними, которые могли влиять на тип или форму жеста. Здесь же обезьяны жили в одном лесу, и это исключает влияние экологических факторов на различия в жестикулировании. Некоторые самки шимпанзе переходили из одной общины в другую, что обеспечивало и генетический обмен. Ученые отметили, что такие самки после смены сообщества могли понимать диалект новой группы.
Недавно мы рассказывали о том, как самка шимпанзе показала матери лист дерева без какой-то особой цели. Это был первый зафиксированный случай декларативных жестов у нечеловеческих приматов.
Центральные и западные бонобо разделились примерно 145 тысяч лет назад
Генетики прочитали ДНК трех десятков бонобо. Их анализ показал, что эволюционные линии предков обыкновенных и карликовых шимпанзе разошлись около 1,3 миллиона лет назад. Спустя примерно миллион лет, около 145 тысяч лет назад, популяция бонобо разделилась на центральную и западную субпопуляции, а еще приблизительно через 85 тысяч лет последняя разделилась на две. Причем эффективный размер одной из западных субпопуляций, по оценкам ученых, на протяжении долгого времени составлял всего лишь 2,8 тысячи особей, что заметно сказалось на их генофонде и сделало их потенциально еще более уязвимыми перед различными угрозами. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Current Biology.