Шимпанзе из одного леса по-разному порвали листья

Ученые назвали это жестовыми диалектами

Ученые из Великобритании выяснили, что у живущих по соседству сообществ шимпанзе есть жестовые диалекты. Они много лет наблюдали за тем, как обезьяны в лесу Уганды манипулируют с листьями и обнаружили между общинами различия, которые очень похожи на культурные. По крайней мере, экологическими и генетическими особенностями их объяснить нельзя. О результатах авторы написали в Scientific Reports.

Не так давно считалось, что культура — явление исключительно человеческое. Но поведенческие исследования показали, что это не так: нечеловеческие приматы и китообразные могут передавать друг другу какие-то навыки, знания и информацию, создавать и перенимать традиции. У птиц и косаток есть диалекты, а разные сообщества обезьян могут по-разному использовать инструменты. Подобные различия в поведении основаны на социальном обучении, и ученые склонны считать их культурными.

Чтобы различия в поведении считались культурными, сообщество не обязательно должно выбрать какую-то одну форму поведения и придерживаться ее все время. Наоборот, если группа может использовать разные формы, но предпочитает какую-то одну, — речь скорее будет идти о культуре. Так, например, соседние сообщества шимпанзе в Национальном парке Тай Кот-д’Ивуара могли колоть орехи и каменными, и деревянными инструментами, но одна группа предпочитала камень, а другая — дерево. Еще одним важным культурным признаком считается и то, что, попадая из одного сообщество в другое, животные могут перенимать новое поведение.

В этом смысле проще всего сравнивать акустические сигналы: там есть количественные характеристики, которые можно измерить, вроде частоты. Кроме того, звуки можно записать, а вот с визуальными сигналами сложнее — часто нужно, чтобы камера захватывала животное полностью, чтобы не мешали деревья или другие животные. Но Гал Бадихи (Gal Badihi) из Университета Сент-Эндрюс и его коллеги все же попробовали сравнить жесты двух соседних общин шимпанзе.

Один из типов жестов, которые используют шимпанзе и бонобо — leaf-clipping, буквально — отсечение или обрезка листьев. Это различные манипуляции с листьями, первоначально описанные так: обезьяна удерживает лист (или несколько) большим и указательным пальцами и рвет его зубами. Позднее описали и другие вариации, как, например, разрывание листьев руками или отрывание их от ветки. Чаще всего эти жесты связаны с сексуальным или ухаживающим поведением: их используют самцы, когда пытаются привлечь самок. Но иногда обезьяны рвут листья в других контекстах, например, когда просят еду у исследователей, или во время игры.

Авторы новой работы больше десяти лет наблюдали за двумя восточноафриканскими общинами шимпанзе — Вайбира (Waibira) и Сонсо (Sonso), которые живут на соседних участках лесного заповедника Будонго в Уганде. В сообществе Сонсо около 70 обезьян (это стандартный размер общины) а в Вайбира — 120 (эта община считается крупной). Конкуренция за спаривание с самками в Вайбира выше, поскольку взрослых самцов и самок там поровну. А вот в Сонсо самок больше примерно вдвое. Данные о жестах собирали в течение 69 месяцев в Вайбира и 83 месяца в Сонсо. Когда получалось, ученые снимали обезьян на камеру, а если такой возможности не было — надиктовывали наблюдения на диктофон.

Они выделили четыре формы жестов манипуляций с листьями: отсечение (leaf-clip), отрыв (leaf-tear), вытягивание (leaf-pull) и бросание (leaf-drop) листьев. Неясно, относятся ли эти четыре формы к одному и тому же типу жеста или это — четыре разных типа. Почти всегда обезьяны использовали рот для манипуляций, и только однажды ученые наблюдали, как шимпанзе использует только руки.

После манипуляций на земле остаются порванные или целые листья, которые можно подобрать и изучить. На основании формы обрывков можно сделать вывод о том, что именно делали обезьяны с листьями. Это и помогло исследователям. Например, если авторы видели оборванные с веток целые листья, то понимали, что использовался жест вытягивания. А если лист был оторван от ветки так, что черешок и небольшой кусочек листа все еще был прикреплен к ветке, то ученые делали вывод, что обезьяна использовала жест отрыва листа. Если шимпанзе находился на дереве, то он мог прибегать к жестам бросания или вытягивания — важно было различить эти два жеста непосредственно во время наблюдения.

По возрасту ученые разделили обезьян на зрелых, которые старше 10 лет (хотя половая зрелость наступает после 16), и незрелых — до 10 лет. За все время наблюдения они зафиксировали 30 наблюдений манипуляций с листьями в общине Вайбира и 41 — в Сонсо. В Вайбира это были в основном самцы — 12 против 2 самок. А в Сонсо почти поровну — 12 самцов и 9 самок.

Жестикулировали обезьяны в разных поведенческих контекстах: во время сексуального поведения, перед криком или барабанным боем, во время игры. Еще манипуляции с листьями могли быть реакцией на наблюдателя или чем-то сторонним: сопровождением охоты или перемещения. Большинство манипуляций с листьями происходили в сексуальном контексте: 67 процентов у Вайбира и 49 процентов у Сонсо. Жесты, предшествующие барабанному бою или крику, встречались в 23 процентах наблюдений у Вайбира и в 7 — у Сонсо. Шимпанзе Сонсо манипулировали с листьями еще и во время игры — в 22 процентах наблюдений.

Способы манипуляций между общинами различались. Шимпанзе Сонсо преимущественно использовали жесты отсечения или обрезки листьев, а Вайбира — отрыв и вытягивание, иногда сочетая их вместе. Возможно, шимпанзе Вайбира не слишком разводят эти две формы жеста. Кроме того, у Вайбира все четыре формы жестов встречались хотя бы раз, тогда как у Сонсо помимо отсечения лишь одна зрелая самка использовала отрыв. Это может означать, что для шимпанзе Сонсо в целом не свойственны некоторые формы манипуляций с листьями, либо же наблюдений не хватило, чтобы обнаружить их. У Сонсо, однако, манипулировали с листьями как зрелые так и незрелые особи, а у Вайбира — только зрелые.

Различия между жестами двух сообществ шимпанзе авторы назвали жестовыми диалектами — по аналогии с речевыми диалектами у людей и акустическими у других животных. Хотя нельзя исключать, что на жестовые предпочтения влияют, например, демографические особенности групп, авторы считают, что эти предпочтения все же могут формироваться местной культурой.

Исследователи и раньше сравнивали, как разные сообщества шимпанзе манипулируют с листьями, однако не учитывали генетические и экологические различия между ними, которые могли влиять на тип или форму жеста. Здесь же обезьяны жили в одном лесу, и это исключает влияние экологических факторов на различия в жестикулировании. Некоторые самки шимпанзе переходили из одной общины в другую, что обеспечивало и генетический обмен. Ученые отметили, что такие самки после смены сообщества могли понимать диалект новой группы.

Недавно мы рассказывали о том, как самка шимпанзе показала матери лист дерева без какой-то особой цели. Это был первый зафиксированный случай декларативных жестов у нечеловеческих приматов.

Розовую рыбу с рукоподобными плавниками засняли среди обломков затонувшего в XIX веке парохода