Шимпанзе показала матери лист дерева

Это первый пример декларативных жестов у нечеловеческих приматов

Зоологи впервые описали, как обыкновенные шимпанзе используют декларативные указательные жесты. Они запечатлели на видео, как дикая самка этого вида по имени Фиона показала матери лист, который держала в руке. Судя по всему, единственной мотивацией Фионы было привлечь интерес старшей самки. Как отмечается в статье для журнала Proceedings of the National Academy of Sciences, ранее считалось, что среди приматов декларативные жесты характерны только для людей.

Люди уже в возрасте десяти-тринадцати месяцев начинают использовать указательные жесты, которые связаны с конкретными объектами. Психологи делят такие жесты на императивные и декларативные. Первые позволяют повлиять на поведение реципиента, например, таким образом, чтобы он подал какую-нибудь вещь. Цель вторых - обратить внимание реципиента на тот или иной объект. Так, можно показать собеседнику удерживаемый в руке предмет просто для того, чтобы тот обратил на него внимание. 

Нечеловеческие человекообразные обезьяны также пользуются императивными указательными жестами. Эти приматы могут указать на объект, чтобы попросить человека или сородича дать им его. А во время груминга они прикасаются к определенным участкам своего тела, чтобы их там почесали. В то же время зоологам до сих пор не было известно случаев, когда нечеловеческие человекообразные обезьяны пользовались декларативными указательными жестами. Некоторые специалисты даже допускали, что данный тип жестов среди приматов используют только люди.

Команде приматологов под руководством Кэти Слокомб (Katie E. Slocombe) из Йоркского университета удалось доказать, что это не так. В центре внимания исследователей оказались обыкновенные шимпанзе (Pan troglodytes) из группы Нгого, обитающей в национальном парке Кибале на западе Уганды. У представителей данного сообщества есть необычная привычка: ухаживая за собственной шерстью и шерстью сородичей, они иногда срывают с веток листья, ощупывают их пальцами и ртом, а также внимательно всматриваются в них. Вероятно, шимпанзе кладут на поверхность листьев найденных эктопаразитов, после чего изучают их. Однако зачем они так поступают, остается неясным. 

В один из майских дней 2019 года Клаудия Уилк (Claudia Wilke), коллега Слокомб по университету, следила за тем, как двадцатидвухлетняя взрослая самка шимпанзе по имени Фиона ухаживала за шерстью своей матери, пятидесятишестилетней Сазерленд. На глазах у исследовательницы Фиона, во рту у которой, судя по всему, находился найденный на теле матери паразит, сорвала с деревца лист, положила на него паразита и начала ощупывать и осматривать. Затем она сорвала лист побольше, вероятно, переложила паразита на него, а первый выбросила.

Сазерленд в тот момент смотрела в другую сторону. Через несколько секунд Фиона протянула к ее лицу руку с зажатым в ней согнутым вторым листом. Сазерленд перевела взгляд на лист, а Фиона еще дважды изменила положение руки, чтобы лист находился прямо перед лицом матери. Старшая самка явно заметила это: она поворачивала голову и перемещала взгляд вслед за листом. При этом Фиона смотрела на лист и на лицо Сазерленд. Убедившись, что мать заметила лист, Фиона вскоре забрала его и продолжила ощупывать.    

Уилк удалось запечатлеть поведение Фионы на камеру. Проанализировав снятое видео, исследовательница и ее коллеги пришли к выводу, что манипуляции самки с листом соответствуют критериям декларативного жеста. Фиона настойчиво пыталась привлечь внимание матери, поднося лист к ее лицу и меняя положение руки. А когда Фиона убедилась. что мать заметила лист, она тут же его убрала. Это указывает, что единственной целью самки было просто показать матери заинтересовавший ее объект.

Чтобы лучше понять мотивацию Фионы, Слокомб и ее соавторы проанализировали 84 других случая, когда шимпанзе из групп Нгого и Каньявара во время груминга манипулировали листьями. Ни в одном из них эти приматы не показывали листья друг другу специально. Тем не менее, в шестидесяти случаях на лист, который ощупывал и изучал один шимпанзе, также смотрел один из его сородичей, находящийся менее чем в метре от него. Когда листом манипулировала Фиона, Сазерленд смотрела в другую сторону, поэтому дочери и пришлось привлекать внимание матери. 

Исследователи допускали, что Фиона пыталась поделиться с матерью пищей: листом или паразитом, который на нем предположительно лежал. Однако шимпанзе не едят листья, которые срывают во время груминга. А тот вид листьев, что сорвала Фиона, эти приматы не едят никогда. Кроме того, если бы целью самки было разделить с матерью трапезу, она бы не стала забирать лист. Авторы также не нашли никаких доказательств, что Фиона продемонстрировала матери лист, чтобы попросить ее сменить роли в груминге, начать игру или мотивировать на какие-то другие действия. В других случаях шимпанзе также не меняли свое поведение, если их сородич начинал манипуляции с листом.

Слокомб и ее коллеги полагают, что собранных доказательств достаточно, чтобы подтвердить существование декларативных жестов у шимпанзе. Судя по всему, эти приматы используют такие жесты в специфическом контексте, который не связан с кормлением, спариванием, агрессией и реакцией на угрозу. В такой спокойной обстановке особи, состоящие в тесной социальной связи, могут показывать друг другу заинтересовавшие их предметы без какой-либо дополнительной мотивации, так же, как и люди.

Ранее мы рассказывали, как шимпанзе из лесов Габона прикладывают к ранам насекомых. Возможно, благодаря этому повреждения быстрее затягиваются или меньше болят. Интересно, что шимпанзе обрабатывают так не только собственные раны, но и раны сородичей. Хотя самолечение широко распространено среди диких животных, однако это первый известный случай, когда нечеловеческие приматы пытаются лечить раны насекомыми.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
Австралийцы сфотографировали в природе двух исчезающих толстохвостых крыс

Редкие грызуны попали в поле зрения фотоловушек