И чаще выбирали секретную награду вместо известной
Человеческие дети более любопытны, чем орангутаны, гориллы, шимпанзе и бонобо. К такому выводу пришли американские исследователи, когда провели эксперименты с большими человекообразными обезьянами и детьми от трех до пяти лет. В них обнаружилось, что в условиях неопределенности дети чаще выбирают непрозрачную чашку с неизвестной наградой вместо прозрачной чашки, содержимое которых можно увидеть. А обезьяны — наоборот. Работа опубликована в PLoS ONE.
Любопытство помогает нам исследовать мир и узнавать что-то новое о нем. От этого мы получаем удовольствие и даже готовы жертвовать ограниченными ресурсами ради получения информации. И порой мы стремимся узнать новую информацию просто так, даже если это не даст нам ничего, кроме самого знания. Дети учатся и познают активнее — и чаще взрослых выбирают исследовать неизвестное вместо того, чтобы получить очевидную и понятную выгоду.
Любопытство и исследовательское поведение играют важную роль и у животных — они тоже так учатся. Алехандро Санчес-Амаро (Alejandro Sánchez-Amaro) и Федерико Россано (Federico Rossano) из Калифорнийского университета в Сан-Диего решили сравнить наше стремление узнавать новое с таким же стремлением у других гоминид — шимпанзе, бонобо, орангутанов и горилл. Орангутаны, например, согласно предыдущим исследованиям, сами по себе не очень любопытны, но становятся такими, когда живут в неволе рядом с людьми.
Ученые провели серию экспериментов, в которых проверили, что выберут нечеловеческие приматы и дети в возрасте от трех до пяти лет — известную и гарантированную награду или неопределенность. В трех экспериментах они предлагали шимпанзе, гориллам, орангутанам и бонобо, содержащимся в неволе, выбирать между чашками с известным и неизвестным содержимым (содержимым был виноград). В двух других экспериментах ученые предложили то же самое детям, но в чашках была не еда, а наклейки.
Для первого эксперимента обезьяны — 15 шимпанзе, 3 гориллы, 6 бонобо и 5 орангутанов — сначала учились различать чашки двух разных цветов. В одну ученые клали виноград, а во вторую нет — за шесть дней тренировок (или меньше) обезьяны должны были это выучить. Это удалось только восьми животным: они выбирали чашку с виноградом как минимум 10 раз из 12 два дня подряд.
Затем в день теста им показывали еще две чашки других цветов. Для четырех обезьян в новые чашки клали три виноградины (то есть больше, чем в первую), а для других четырех в новых чашках награды совсем не было. После этого был сам тест: обезьянам предлагали выбрать между первоначальной цветной чашкой с наградой и чашкой нового цвета. Ожидалось, что чашку нового цвета выберут только те животные, которым перед этим увидели, что в «новых» чашках еды больше. Так и оказалось: обезьяны, которые привыкли, что в новых чашках больше винограда, с большей вероятность выбирали именно их во время финального тестирования.
Во втором эксперименте обезьянам ориентироваться было легче: теперь они выбирали между непрозрачной чашкой с тремя виноградинами и прозрачной чашкой, в которой виноградина был только одна. На этапе предварительного тестирования они не знали, что находится в непрозрачной чашке. Но дальше исследователи дважды раскрывали это и позволяли обезьянам изменить свой выбор, это была фаза вмешательства. В конце был тест, где выбор менять было уже нельзя, а содержимое непрозрачной чашки оставалось секретным, если животное ее не выбирало.
Третий эксперимент отличался совсем немного: в нем на фазе вмешательства изначальную непрозрачную чашку заменили на чашку другого цвета и формы, но тоже непрозрачную. И на этот раз в ней было две виноградины, а в прозрачной — одна. А во время теста чашка опять была прежней.
В начале второго и третьего экспериментов обезьяны редко интересовались непрозрачной чашкой, предпочитая то, что видят своими глазами. На этапе предварительного тестирования во втором эксперименте все обезьяны выбрали прозрачную чашку, а в третьем эксперименте ее выбрало 84 процента. Но когда животным показывали, что непрозрачная чашка скрывает в себе большую награду, большинство животных (от 68 до 86 процентов) затем выбирало уже ее.
Второй и третий эксперимент повторили для детей трех—пяти лет. В одном участвовало 72 ребенка, а в другом — 52, а в чашках вместо винограда были наклейки. Перед одним экспериментом детям объяснили, что им придется выбирать и зачем, а перед вторым — просто сказали, что они поиграют в игру с наклейками (так ученые пытались приравнять условия обезьян и детей).
Дети примерно в половине случаев они выбирали непрозрачную чашку еще до того, как узнали, что наклеек в ней — больше. А когда им показали содержимое, они стали выбирать непрозрачную чашку еще чаще — в 56–77 процентах ситуаций. Однако во многих случаях дети выбирали прозрачную чашку уже после того, как им показывали, что во второй чашке наклеек может быть больше. Особенно часто такое случалось в эксперименте, где дети не знали правил. Возможно, дети в большей степени демонстрировали исследовательский подход — тестировали разные варианты, а не привязывались к одной ассоциации.
Авторы заключили, что дети сильнее мотивированы исследовать неизвестное, чем человекообразные обезьяны. Дело может быть и в том, что у обезьян сильнее выражено отвращение к неопределенности. Это имеет не меньшее эволюционное значение, чем исследовательское поведение: помогает быть осторожнее и выживать. Однако когда условия становились более определенными (содержимое непрозрачной чашки раскрывалось хотя бы дважды), обезьяны рисковали чаще детей.
Обезьяны действительно склонны к риску, когда шанс получить большую награду довольно высок, — и это весьма рационально. А иногда на их решения влияют когнитивные предубеждения, тогда рациональность отходит на второй план. Впрочем, так и у людей.
Но вместо просмотра коротких видео люди читали статьи и делали покупки в интернете
Исследователь из Великобритании обнаружил, что близость телефона не влияет на то, как часто люди отвлекаются при работе за компьютером. Небольшое исследование показало, что люди чаще берут телефон, когда он под рукой, а в ином случае отвлекаются на посторонние занятия, используя рабочий ноутбук. Время работы при этом не меняется. Статья опубликована в Frontiers in Computer Science.