Наблюдение за старшими сородичами помогло им меньше ошибаться
Исследователи из Китая и США показали, что правильный виляющий танец пчел зависит от социального обучения. В эксперименте пчелы, которые не наблюдали, как танцуют более опытные особи, танцевали менее упорядоченно и совершали ошибки: неправильно кодировали направление и расстояние до источника пищи. Со временем такие пчелы начинали танцевать лучше, но информацию о расстоянии все равно передавали некорректно. Исследование опубликовано в Science.
Многие животные учатся чему-то, наблюдая за сородичами; ученые называют это социальным обучением. Детский лепет благодаря социальному обучению становится человеческой речью, то же самое происходит и с «подпевками» молодых певчих птиц. Знания и навыки могут передаваться от родителей детям или от более опытной особи к менее, и просто между взрослыми особями. Социальное обучение встречается у приматов, китообразных, копытных, грызунов, птиц и многих других животных.
Для эусоциальных насекомых — муравьев, пчел, ос, — тоже характерно социальное обучение. Например, шмели наблюдают за тем, их сородичи решают задачу, и впоследствии эффективнее решают такие же и даже адаптируют решение. Бумажные осы (Polistes fuscatus) используют социальное подслушивание: наблюдают за конфликтами других ос и оценивают агрессивность потенциальных врагов.
Медоносные пчелы используют сложную форму пространственной коммуникации — танец. Так они сообщают соседям по улью о том, где расположен источник питания, сколько до него лететь и сколько в нем пыльцы или нектара. Генетический компонент в пчелиных танцах очень велик, и до сих пор не было известно, могут ли пчелы учиться танцевать друг у друга.
Шихао Дун (Shihao Dong) из Тропического ботанического сада Сишуанбаньна при Китайской академии наук с коллегами решили это проверить. Они изучили, как развивается виляющий танец медоносных пчел. Пчелы-разведчицы или фуражиры танцуют в глубине улья на вертикально расположенных сотах — так они сообщают остальным рабочим пчелам в колонии, где искать нектар. Пчела во время танца двигается по траектории восьмерки, покачивая (виляя) брюшком посередине. Угол между вертикалью и осью танца соответствует углу между солнцем и источником пищи. Продолжительность виляния и его амплитуда кодируют расстояние до места расположения нектара. Качество пищи определяется количеством и скоростью виляний: чем больше, тем лучше.
В теории молодые рабочие пчелы могут учиться танцу у более опытных: они становятся фуражирами постепенно. На 8 день жизни они начинают наблюдать за танцами опытных фуражиров, летают туда, куда их направляют, и только на 12 день начинают танцевать сами. При этом большинство молодых пчел следуют за пчелами постарше, которые уже танцевали прежде. Поэтому ученые предположили, что если вырастить пчел в среде, где у них не будет возможности учиться у других пчел, в их первых танцах будет больше ошибок.
Они взяли когорту пчел, которым исполнился один день, и сформировали из нее пять колоний. Все пчелы полы помечены, а кормушка с сахарозой находилась в 150 метрах от улья. Затем ученые наблюдали за взрослением пчел до их первого танца, а потом сравнили его с танцем этих же пчел 20 дней спустя, когда у них было больше опыта. Наивные танцоры не могли учиться у старших, потому что старших в колониях просто не было, однако они могли смотреть друг на друга. Для контроля авторы сформировали другие пять колоний, в которых были пчелы всех возрастов; в них молодые особи могли наблюдать за более взрослыми.
Пчелы из контрольных колоний, которые могли наблюдать за соседями по улью, практически не ошибались даже в первых танцах. А первые танцы пчел из экспериментальных колоний были менее упорядоченными по сравнению с их же танцами спустя 20 дней (p < 0,05). К тому же пчелы из экспериментальных колоний во время первых танцев ошибались с углами — и это коррелировало с увеличением беспорядка. Спустя 20 дней таких ошибок стало меньше (p < 0,05).
Расстояние пчелы из экспериментальных колоний тоже кодировали хуже, чем контрольные: продолжительность виляний была выше. Спустя 20 дней ситуация немного улучшилась, но экспериментальные пчелы все равно были не так точны, как контрольные.
Исследователи пришли к выводу, что молодым медоносным пчелам, которые готовятся стать собирателями, важно наблюдать за танцами более опытных пчел, чтобы избежать ошибок во время первых танцев и в будущем. Те, кто не мог этого делать, так и не научились кодировать расстояние без ошибок, несмотря на тренировки и опыт. В то же время пчелам из контрольных колоний хватило наблюдений за старшими сородичами. Таким образом, пишут авторы, речь может идти о культурной модификации и передаче сигналов у эусоциальных насекомых.
Однажды мы писали о том, что ученые обнаружили у пчел звуковой сигнал, схожий с нашим восклицанием «ой!», — пчелы издают его, когда сталкиваются друг с другом в улье.
Для саванных слонов падение составило 64-72 процента, а для лесных — 90-96 процентов
Плотность популяций африканских слонов с 1963 по 2016 год сократилась в среднем на 75-80 процентов. К такому выводу пришли зоологи, изучив оценки численности этих травоядных, проведенные на 475 участках в 37 странах. При этом плотность популяций саванных слонов снизилась на 64-72 процента, а лесных — на 90-96 процентов. Как отмечается в статье для журнала Proceedings of the National Academy of Sciences, полученные результаты подчеркивают критическое положение обоих видов африканских слонов. Впрочем, исследование также показало, что при должной охране их популяции могут увеличиваться. В первую очередь это касается популяций саванных слонов на юге континента.