Дикие копытные научили друг друга мигрировать за «зеленой волной»

Каждый год мигрирующие копытные перемещаются вслед за наступающей весной, в поисках свежей травы и листвы. Ученые из США пришли к выводу, что их способность следовать за «зеленой волной» передается и развивается путем "культурного обмена" в популяции, говорится в статье, опубликованной в Science.

Условия жизни могут быть лучше в разное время года в разных местах, и многие животные — млекопитающие, птицы, рыбы, насекомые — вынуждены мигрировать иногда на тысячи километров. Весна начинается раньше в более низких широтах и затем ее «зеленая волна» движется к полюсам и выше в горы. В горах скотоводы весной и летом перегоняют стада выше на горные пастбища. Дикие мигрирующие копытные также пользуются этим и могут долго питаться превосходным свежим кормом, следуя за наивысшей точкой «зеленой волны». Существует предположение, что в основе миграционного поведения копытных лежит социальное обучение, однако на практике это предположение не проверено.

Группа зоологов Бретт Йесмер (Brett Jesmer) из университета Вайоминга решила разобраться в этом вопросе. Они исследовали популяцию снежных баранов (Ovis canadensis), которые ранее сильно пострадали от охоты и болезней, передающихся от домашних овец (O. aries). Чтобы восстановить численность животных, ученые перемещали баранов из мигрирующих популяций в места, исторически заселенные снежными баранами.

При этом они наблюдали за перемещением снабженных GPS-метками снежных баранов и лосей. Всего ученые отслеживали 129 баранов из четырех естественных популяций, а также 80 из недавно восстановленных и 58 из популяции, прожившей на новом месте уже несколько поколений, а также 189 лосей (Alces alces) из пяти популяций. Исследователи просчитали, как распространяются «зеленые волны» и сравнили с тем, как перемещаются копытные. Оказалось, что чем дольше популяция живет на территории, тем лучше она мигрирует вслед за пищей. Популяции, которые прожили в данной местности несколько поколений все еще не мигрировали так же эффективно, как естественные популяции, а недавно перемещенные животные не мигрировали совсем.

Примерно 90 лет, по оценкам авторов, или 12-13 поколений требуются животным, чтобы половина стада научилась мигрировать. Животные из мигрирующих популяций не могли мигрировать в другой местности, что говорит о том, что дело не в их генетической информации. Вероятно, копытные накапливают знания о том, как ловить «зеленую волну» в их родной местности и передают их своим потомкам и другим членам стада. Происходит кумулятивная культурная эволюция — дополнение знаний от предыдущих поколений своим собственным опытом. Общительные снежные бараны, возможно, быстрее могут обмениваться знаниями, чем живущие по одиночке лоси.

Передача знаний о миграционных путях имеет большое значение для сохранения мигрирующих видов. Когда численность населения снижается до критического уровня, подселение новых особей может позволить им научиться миграции в местном ландшафте от коренного населения, как туристам, узнающих у местных жителей, где лучше поужинать.

Однако все мигрирующие копытные очень чувствительны к барьерам на их пути, таким как автострады, стены и заборы, в том числе на международных границах. Распространение таких барьеров привело к тому что часть видов стали из мигрирующих оседлыми. Большинство бизонов (Bison bison) в Северной Америке живут теперь внутри больших огороженных территорий, миграции по территории Европы исчезли столетия назад, все больше копытных в Азии и Африке встречают на пути препятствия. Охрана миграционных коридоров не только защищает места обитания и питания копытных, но и защищает знания животных о маршрутах, передаваемые из поколения в поколение.

Ранее мы писали о миграциях павианов. Они принимают решение о том, куда им идти, ориентируясь на мнение любого члена группы, не отдвая предпочтения мнениям доминантных особей.

Александра Кочеткова