Каждый год мигрирующие копытные перемещаются вслед за наступающей весной, в поисках свежей травы и листвы. Ученые из США пришли к выводу, что их способность следовать за «зеленой волной» передается и развивается путем "культурного обмена" в популяции, говорится в статье, опубликованной в Science.
Условия жизни могут быть лучше в разное время года в разных местах, и многие животные — млекопитающие, птицы, рыбы, насекомые — вынуждены мигрировать иногда на тысячи километров. Весна начинается раньше в более низких широтах и затем ее «зеленая волна» движется к полюсам и выше в горы. В горах скотоводы весной и летом перегоняют стада выше на горные пастбища. Дикие мигрирующие копытные также пользуются этим и могут долго питаться превосходным свежим кормом, следуя за наивысшей точкой «зеленой волны». Существует предположение, что в основе миграционного поведения копытных лежит социальное обучение, однако на практике это предположение не проверено.
Группа зоологов Бретт Йесмер (Brett Jesmer) из университета Вайоминга решила разобраться в этом вопросе. Они исследовали популяцию снежных баранов (Ovis canadensis), которые ранее сильно пострадали от охоты и болезней, передающихся от домашних овец (O. aries). Чтобы восстановить численность животных, ученые перемещали баранов из мигрирующих популяций в места, исторически заселенные снежными баранами.
При этом они наблюдали за перемещением снабженных GPS-метками снежных баранов и лосей. Всего ученые отслеживали 129 баранов из четырех естественных популяций, а также 80 из недавно восстановленных и 58 из популяции, прожившей на новом месте уже несколько поколений, а также 189 лосей (Alces alces) из пяти популяций. Исследователи просчитали, как распространяются «зеленые волны» и сравнили с тем, как перемещаются копытные. Оказалось, что чем дольше популяция живет на территории, тем лучше она мигрирует вслед за пищей. Популяции, которые прожили в данной местности несколько поколений все еще не мигрировали так же эффективно, как естественные популяции, а недавно перемещенные животные не мигрировали совсем.
Примерно 90 лет, по оценкам авторов, или 12-13 поколений требуются животным, чтобы половина стада научилась мигрировать. Животные из мигрирующих популяций не могли мигрировать в другой местности, что говорит о том, что дело не в их генетической информации. Вероятно, копытные накапливают знания о том, как ловить «зеленую волну» в их родной местности и передают их своим потомкам и другим членам стада. Происходит кумулятивная культурная эволюция — дополнение знаний от предыдущих поколений своим собственным опытом. Общительные снежные бараны, возможно, быстрее могут обмениваться знаниями, чем живущие по одиночке лоси.
Передача знаний о миграционных путях имеет большое значение для сохранения мигрирующих видов. Когда численность населения снижается до критического уровня, подселение новых особей может позволить им научиться миграции в местном ландшафте от коренного населения, как туристам, узнающих у местных жителей, где лучше поужинать.
Однако все мигрирующие копытные очень чувствительны к барьерам на их пути, таким как автострады, стены и заборы, в том числе на международных границах. Распространение таких барьеров привело к тому что часть видов стали из мигрирующих оседлыми. Большинство бизонов (Bison bison) в Северной Америке живут теперь внутри больших огороженных территорий, миграции по территории Европы исчезли столетия назад, все больше копытных в Азии и Африке встречают на пути препятствия. Охрана миграционных коридоров не только защищает места обитания и питания копытных, но и защищает знания животных о маршрутах, передаваемые из поколения в поколение.
Ранее мы писали о миграциях павианов. Они принимают решение о том, куда им идти, ориентируясь на мнение любого члена группы, не отдвая предпочтения мнениям доминантных особей.
Александра Кочеткова
Животным стало легче двигаться
Исследователи из США обнаружили вещество, которое мешает восстанавливаться клеткам хрящей при остеоартрите. Им оказался фермент-разрушитель простагландина. Его блокада привела у мышей к регенерации хряща, причем не за счет появления новых клеток, а благодаря изменению активности генов в уже существующих. Работа опубликована в журнале Science.