Павианы оказались любителями демократии

Ученые во главе с Арианой Стрэндбург-Пешкин (Ariana Strandburg-Peshkin) из Принстонского университета выяснили, что, несмотря на наличие строгой социальной иерархии, павианы анубисы (

Papio anubis

) принимают важные решения о выборе направления миграции коллективно, учитывая мнения альфа-самцов не больше, чем мнение остальных членов группы. Соответствующая работа была

в

Science

, ее содержание

на сайте Оксфордского университета.

Изучая поведение кенийских павианов анубисов, ученые надели GPS-ошейники на шеи обезьян из небольшой группы в 25 особей. Ошейники проработали 14 дней подряд, посылая сигналы с местоположением животного раз в секунду. Такая высокая частота впервые позволила изучать перемещения значительных групп обезьян в реальном времени:

Выяснилось, что решение о выборе направления миграции принимается несколько неожиданным образом. Вначале один из пары павианов начинает движение в определенном направлении и если затем вторая обезьяна пары соглашается с ним, то следует за первой. В этом случае появляется возможность присоединения к этой паре и ее направлению движения других пар. Однако если вторая особь пары не двинется за первой, вероятность присоединения к первой обезьяне со стороны других пар резко снижается.

При этом социальный статус первой обезьяны не влияет на вероятность присоединения к ней остальных. За низкоуровневыми павианами следовали с такой же частой как за альфа-самцами. Вероятность найти «последователей» для обезьяны никак не коррелировалась и с ее возрастом или полом. Исследователи назвали такую систему «один павиан – один голос». При этом за некоторыми из особей все же следовали чаще, чем за другими – хотя те часто являлись низкоуровневыми или молодыми животными, которых обходили при разделе еды. Причины, по которым за такими «застрельщиками» следовали чаще, чем за другими, прояснить не удалось.

Если часть группы выбирала одно направление, а часть – другое, обезьяны начинали стихийно учитывать оба мнения. При расхождении между направлениями движения менее, чем на 90 градусов, стая в целом выбирала путь точно посредине между первоначальными направлениями движения двух групп. Если расхождение было больше 90 градусов, меньшинство присоединялось к большинству.

Как отмечают ученые, это сближает павианьи механизмы принятия решения о миграциях с теми, что наблюдаются у ряда птиц, рыб и даже насекомых. Там особи также присоединяются к направлению движения, выбираемому их соседом, и следуют за ним. В то же время, ситуация, когда одни низкоуровневые животные чаще являются ведущими, чем другие, даже более высокоуровневые, пока не встречалась у других видов.

Обычно павианы при принятии решений строго учитывают иерархию внутри их группы. Самцы и самки с более высоким статусом получают больше пищи, чаще спариваются и чаще оставляют потомство. Место в иерархии определяет основные решения, принимаемые внутри их сообщества, а среди самок социальный статус, как правило, даже передается по наследству. Ранее другое исследование показало, что при поиске пищи павианы выбирают ту или иную ее разновидность, основываясь только на решении альфа-самцов, даже если его выбор в данный момент является неудачным – например, если он выбрал поедание клубней, хотя в данный сезон их может быть весьма немного. В случае необходимости такой самец даже использует давление, чтобы принудить остальных членов группы к выбору того же источника питания. Группа Стрэндбург-Пешкин особо отмечает, что в выборе направлений миграций альфа-самцы по каким-то причинам не используют свой статус или силу, чтобы заставить остальных принять их решение, хотя часто делают это при решении других вопросов.

Гидродинамики научились управлять «инерционными поездами» из микрочастиц