Позаимствовать социальные обычаи друг у друга обезьянам помогли предубеждения
Двое ученых из Нидерландов и Великобритании двенадцать лет наблюдали за двумя группами полудиких шимпанзе в заповеднике Замбии. Они обнаружили, что обезьяны перенимают друг у друга жест рукопожатия во время груминга. И при этом они, вероятно, опираются на социальные предубеждения — подражают самым влиятельным или просто стараются делать как все. Результаты опубликованы в Science Advances.
В 1970–х у шимпанзе обнаружили рукопожатие во время груминга (grooming handclasp) — исследователи наблюдали, как обезьяны, сидящие лицом друг к другу, одновременно вытягивают одну руку над головой — и затем один шимпанзе сжимает запястье или ладонь другого, либо оба сжимают руки друг друга. Другой рукой обезьяны в это время перебирают шерсть в подмышках друг друга. В тот раз ученые наблюдали за двумя изолированными популяциями шимпанзе, но рукопожатие заметили только в одной. Тогда они предположили, что этот жест — результат социального обучения, то есть шимпанзе учатся ему друг у друга.
Последующие наблюдения показали, что держатся за руки во время груминга шимпанзе по-разному: кто-то сцепляет ладони вместе, а кто-то держит сородича за запястье или локоть. Причем шимпанзе могут пробовать разные стили рукопожатия, но обычно в конце концов выбирают тот, который чаще всего используется в их группе. Все это дало ученым основания предполагать, что рукопожатие во время груминга — пример социальной культуры у нечеловеческих приматов.
Чем именно руководствуются обезьяны, когда выучивают жесты таким образом, неизвестно. Люди, когда перенимают социальные обычаи, в основном либо делают так, как все остальные, либо повторяют за самыми опытными или статусными. То есть мы полагаемся на два предубеждения: предвзятость большинства и предвзятость доминирования. Так формируется и развивается наша культура.
Предубеждения в рамках социального обучения раньше считались исключительно человеческими. Но животные — особенно приматы — тоже проявляют такие предубеждения в других контекстах, но обычно это затрагивает поведение, связанное с выживанием — кормление, спаривание, создание и использование инструментов. И хотя обезьяны могут перенимать друг у друга жесты или возгласы, исследователи пока не выясняли, по какому принципу животные решают, кому из группы подражать.
Исследователи Эдвин ван Левен (Edwin van Leeuwen) из Утрехтского университета в Нидерландах и Уильям Хоппитт (William Hoppit) из Роял Холлоуэй в Эгаме решили разобраться, опираются ли обезьяны на те же предубеждения, когда речь идет о социальных обычаях, которые не обязательны для выживания, вроде рукопожатия во время груминга.
У груминга как минимум две функции: гигиеническая и социальная. Чистить шерсть от паразитов и грязи самому себе не так удобно, как друг другу, — и такое тесное партнерское взаимодействие укрепляет социальные связи приматов.
Авторы предположили, что во время выбора стиля рукопожатия на шимпанзе действует то же социальное давление, что и на людей — желание быть принятым группой и страх отвержения. Они наблюдали за двумя группами полудиких шимпанзе в заповеднике для шимпанзе Чимфунши (Chimfunshi Wildlife Orphanage Trust) в Замбии с 2007 по 2019 год. Всего в группах была 71 особь.
Обезьяны из одной группы предпочитали держать партнера по грумингу за ладонь в 86 процентах случаев, а шимпанзе из другой держали друг друга или за ладонь (61 процент), или за запястье (34 процента), или за локоть и предплечье (реже всего). Исследователи сосредоточились на том, как развивались эти предпочтения.
Исследователи проверили, зависит ли стиль рукопожатия от возраста и ранга. Выяснилось, что более старшие и доминантные особи «задают тренд». Так, например, ученые наблюдали, как два самца — Питер и Рик — подходят друг к другу, чтобы взяться за руки и заняться грумингом. Питер был выше рангом и обычно держал партнеров по грумингу за ладонь, в то время как более молодой Рик чаще брал партнера за запястье. Ученые обнаружили, что по всей вероятности, молодой шимпанзе не только в этой ситуации согласится держать старшего партнера так, как тот привык, но и и впоследствии изменит свои предпочтения — скопирует стиль рукопожатия доминантного сородича.
Также оказалось, что на молодых шимпанзе до восьми лет влияют предпочтения не только их матерей, но и других неродственных особей — с одинаковой вероятностью. То есть стили рукопожатия передаются как вертикально, так и горизонтально — и это тоже признак культурного обучения.
Кроме того, шимпанзе, взрослея, стремились быть как все. Авторы увидели, что жесты более молодых шимпанзе разнообразнее, а с возрастом все больше обезьян выбирают самый популярный стиль рукопожатия в группе.
Таким образом, гипотеза авторов подтвердилась: шимпанзе действительно учились у более старших и опытных, а еще старались не отличаться от остальных в группе — а значит, по всей видимости, руководствовались предвзятостью большинства и доминирования. Однако из-за небольшого объема выборки ученые наблюдали не так много взаимодействий молодых и взрослых особей — поэтому громкие выводы делать пока рано.
Недавно мы рассказывали о том, как самки мандрилов позаимствовали у своих матерей их подход к грумингу — они смотрели, чистит ли их мать шерсть вокруг ануса других мандрилов во время груминга, и делали точно так же.
По мнению зоологов, пищевую копрофагию у позвоночных животных можно разделить на семь категорий
Зоологи обнаружили, что более 150 видов позвоночных, от рыб и личинок амфибий до птиц и млекопитающих, время от времени поедают свои или чужие экскременты для получения питательных веществ. В одних случаях копрофагия помогает животным повысить эффективность пищеварения; в других такое поведение позволяет детенышам унаследовать от родителей симбиотические бактерии и получить легко усваиваемую подкормку, а родителям — восполнить дефицит воды и энергии. Кроме того, фекалии просто могут быть дополнительным источником пищи, особенно в бедных экосистемах. В целом же копрофагию у позвоночных, в зависимости от обстоятельств, можно разделить на семь групп. Результаты исследования опубликованы в статье для журнала Animal Behaviour.