Обработка этой области сулит социальные выгоды, но повышает риск заразиться паразитами
Мандрилы меняют гигиенические привычки в зависимости от риска заразиться паразитами, однако многие самки этого вида сохраняют их на протяжении нескольких лет и даже передают по женской линии. К такому выводу пришли зоологи, наблюдавшие за этими приматами в джунглях Габона. Они выяснили, что одни мандрилы-самки регулярно чистят сородичам шерсть вокруг ануса во время груминга, а другие, наоборот, всегда брезгуют этой областью. При этом дочери, наблюдая за матерями, копируют их подход к грумингу. Результаты исследования опубликованы в статье для журнала Proceedings of the Royal Society B.
Подобно многим приматам, мандрилы (Mandrillus sphinx), обитающие в лесах Центральной Африки, используют груминг как способ укрепить связи в группе. Однако ухаживая за шерстью сородича, страдающего от паразитов или инфекций, можно заразиться самому. Чтобы избежать этого, мандрилы отказывают в груминге членам группы, которые заражены кишечными простейшими, делая исключение только для близких родственников по материнской линии. Заболевших особей они выявляют по запаху.
Кроме того, некоторые мандрилы, даже когда очищают шерсть здоровых сородичей, стараются не касаться области вокруг заднего прохода, где скапливается много паразитических простейших. Такая стратегия кажется разумной, поскольку позволяет пользоваться преимуществами груминга и снижает риск заражения паразитами. Тем не менее, из-за того что самому мандрилу трудно обработать шерсть вокруг ануса, он будет высоко ценить сородичей, готовых помочь ему с этим. В результате особь, которая не брезгует этой областью во время груминга, сможет завести больше союзников. Таким образом, каждый мандрил, который решает, очищать ли шерсть вокруг ануса сородичей, сталкивается с компромиссом между повышенным риском заражения и возможностью укрепить социальные связи.
Клеманс Пуарот (Clémence Poirotte) из Немецкого центра приматологии и ее коллега Мари Шарпентье (Marie J. E. Charpentier) из Университета Монпелье предположили, что мандрилы меняют подход к грумингу в зависимости от того, насколько сильно их сородичи заражены кишечными простейшими. Если у многих членов группы есть разнообразные паразиты, то риск заразиться перевешивает преимущества от очистки шерсти вокруг ануса. Напротив, если паразитарная нагрузка невелика, то мандрилам выгодно отбросить брезгливость ради социальных выгод.
Для проверки данной идеи Пуарот и Шарпентье в течение шести лет наблюдали за дикими мандрилами в парке Лекеди на юге Габона. Исследователи проанализировали поведение 297 особей и 3429 случаев груминга. Кроме того, они исследовали 1623 образца помета от 204 особей.
В результате выяснилось, что при высоком разнообразии паразитов мандрилы, ухаживающие за шерстью сородичей, действительно реже касаются области вокруг заднего прохода (p<0,03). Например, когда в помете членов группы было в общей сложности три вида простейших, 28,4 процента всех случаев груминга включали обработку шерсти вокруг ануса. Когда же видовое разнообразие паразитов превысило пять видов, доля случаев груминга с обработкой заднего прохода сократилась до 14 процентов.
Дополнительный анализ подтвердил, что обработка шерсти вокруг ануса сородичей повышает риск заразиться паразитами. Самки, которые касались этой области во время груминга, чаще страдали от кишечных простейших (p=0,002), чем те, что избегали ее.
Хотя часть мандрилов в парке Лекеди меняли подход к грумингу в зависимости от паразитарной нагрузки на популяцию, привычки многих самок оставались неизменными на протяжении многих лет. Одни из них охотно чистили сородичам шерсть вокруг заднего прохода, а другие всегда избегали этой области. При этом авторы обнаружили положительную корреляцию между гигиеническими привычками самок и их дочерей (p=0,02). Дочери одной матери также демонстрировали похожий подход к грумингу (p=0,05). Напротив, выявить корреляции в привычках среди дочерей одного отца или среди неродственных самок не удалось.
Результаты исследования демонстрируют, что подход мандрилов к грумингу зависит не только от того, насколько велик риск заражения паразитами, но и, по крайней мере, в случае самок, от их личных предпочтений. Исследователи допускают, что гигиенические привычки мандрилов-самок зависят от их иммунного статуса. Если это так, то особи с более развитым иммунитетом должны чаще чистить сородичам шерсть вокруг ануса, поскольку меньше рискуют заразиться.
Кроме того, Пуарот и Шарпентье выяснили, что по крайней мере у самок стратегии груминга передаются по женской линии. Авторы сомневаются, что они наследуются генетически (хотя признают, что выборка слишком мала, чтобы исключить данную версию). Более вероятно, что матери передают дочерям свои гигиенические привычки за счет социального обучения. Иными словами, юные самки просто копируют поведение матерей во время груминга.
Ранее мы рассказывали о том, как обыкновенные шимпанзе (Pan troglodytes) из лесов Габона прикладывают к ранам насекомых, возможно, чтобы повреждения быстрее заживали и меньше болели. Интересно, что шимпанзе обрабатывают так не только собственные раны, но и раны сородичей.
Цель проекта — восстановить популяцию этого редкого вида
Зоологи восстановят численность медицинских пиявок на Северо-Шотландском нагорье. Когда-то эти черви были здесь обычны, однако почти вымерли из-за чрезмерного вылова и разрушения местообитаний. Как сообщает The Guardian, пиявок будут разводить в неволе и затем реинтродуцировать в подходящие водоемы. В общей сложности планируется выпустить несколько сотен особей. В XVII-XIX веках европейские врачи часто использовали медицинских пиявок (Hirudo medicinalis) для кровопускания. Предполагалось, что процедура облегчает состояние пациентов при целом ряде заболеваний. Неудивительно, что медицинские пиявки пользовались массовым спросом — и их в промышленных масштабах вылавливали в водоемах по всей Европе. В результате численность вида резко сократилась, а в некоторых регионах он и вовсе исчез. Несмотря на то, что к началу XX века популярность лечения медицинскими пиявками сошла на нет (в наши дни они находят лишь ограниченное применение в медицине, причем используются в основном выращенные в неволе особи), подорванные популяции этих червей в целом так и не восстановились. Вероятно, это связано с осушением водоемов, постепенным отказом фермеров от естественных водопоев для скота и сокращением поголовья лошадей, кровью которых кормились взрослые особи. В Великобритании, по оценкам зоологов, сохранилось лишь 20-30 популяций медицинских пиявок. Три из них населяют Шотландию: две обитают в окрестностях города Обан на западном побережье региона и еще одна — на острове Айлей в архипелаге Внутренние Гебридские острова. Однако теперь специалисты по охране природы намерены восстановить шотландские популяции медицинских пиявок, исчезнувшие из-за чрезмерного вылова и разрушения водоемов. Для этого они поймали в озере недалеко от Обана 14 пиявок и разместили их в аквариумах в Хайлендском парке дикой природы в Национальном парке Кернгормс. Ожидается, что уже в следующем году пойманные медицинские пиявки начнут размножаться. Их потомство зоологи реинтродуцируют в подходящих для этого вида озерах и ручьях на Северо-Шотландском нагорье (то есть в таких, где тепло, достаточно растительности, на берегах есть места для откладки яйцевых коконов, а также много лягушек, кровью которых питаются молодые особи). Согласно плану, в общей сложности в местные водоемы выпустят несколько сотен особей. Специалисты признают, что их проект вряд ли привлечет столько же общественного интереса, как возвращение в Шотландию бобров (Castor fiber) или идея о реинтродукции в этот регион обыкновенных рысей (Lynx lynx). Тем не менее, даже такие небольшие создания играют важную роль в экосистемах и заслуживают внимания и охраны. Ранее мы рассказывали о том, как российские зоологи обнаружили, что двуглазые пиявки (Helobdella stagnalis), населяющие водоемы в бассейне Волги между Самарой и Саратовом, прячутся от врагов в раковинах живых двустворчатых моллюсков. Это первый пример такого поведения, описанный в Европе. Ранее пиявок, живущих под защитой моллюсков, находили лишь в Азии, Африке и Америке.