Некоторые особи кололи их лучше других
Исследователи из Оксфордского университета и Университета Чубу Гакуин под руководством Софи Бердуго (Sophie Berdugo) обнаружили, что уровни навыка колки орехов камнями различаются у шимпанзе в Гвинее. Анализ видеозаписей, отснятых за 25 лет, показал, что некоторые особи (всего обезьян было 21) раскалывают орехи эффективнее других. Ученые обнаружили значительную положительную корреляцию между четырьмя показателями эффективности (r = 0,718). Так, наиболее умелые шимпанзе, как правило, кололи орехи быстрее и успешнее других, лучше рассчитывали силу ударов — то есть не били камнем слишком сильно, чтобы потом не пришлось поднимать с земли улетевший с наковальни орех, а самих ударов на один орех им требовалось меньше.
Это первое исследование индивидуальных различий в колке орехов между шимпанзе, охватывающее такой большой период времени. Авторы отметили, что наблюдения проводились в полевой лаборатории — в естественном месте обитания шимпанзе, куда ученые иногда сами приносили местные орехи и камни. Кроме того, ученые наблюдали за обезьянами лишь в сухой сезон, когда пищи и так достаточно, и не отслеживали их уровни сытости и физической активности. Также выборка была небольшой и в нее вошли шимпанзе не всех возрастов. Из-за этого какие-то изменения в эффективности колки орехов обезьян могли остаться незамеченными. Однако данные собирались много лет, а видеозаписи для анализа были выбраны случайно, чтобы сгладить экспериментальные ограничения. Хотя ранее ученые выяснили, что шимпанзе могут совершенствовать орудийные навыки даже будучи взрослыми, эта работа показала, что относительная эффективность колки с возрастом меняется незначительно: наиболее умелые особи оставались таковыми с течением времени.
Это показало агентное моделирование
Биологи из Великобритании, Германии и Индонезии обнаружили, что рацион молодых орангутанов расширяется до взрослого уровня благодаря социальному обучению. Агентная модель, куда исследователи загрузили данные наблюдений за двенадцать лет, показала, что без пристального наблюдения за тем, как едят сородичи, рацион орангутанов к девяти годам оказывается меньше на пять процентов. И очень вероятно, что в эти пять процентов входит наиболее питательная пища, которую трудно добывать. Работа опубликована в Nature Human Behaviour.