Некоторые особи кололи их лучше других
Исследователи из Оксфордского университета и Университета Чубу Гакуин под руководством Софи Бердуго (Sophie Berdugo) обнаружили, что уровни навыка колки орехов камнями различаются у шимпанзе в Гвинее. Анализ видеозаписей, отснятых за 25 лет, показал, что некоторые особи (всего обезьян было 21) раскалывают орехи эффективнее других. Ученые обнаружили значительную положительную корреляцию между четырьмя показателями эффективности (r = 0,718). Так, наиболее умелые шимпанзе, как правило, кололи орехи быстрее и успешнее других, лучше рассчитывали силу ударов — то есть не били камнем слишком сильно, чтобы потом не пришлось поднимать с земли улетевший с наковальни орех, а самих ударов на один орех им требовалось меньше.
Это первое исследование индивидуальных различий в колке орехов между шимпанзе, охватывающее такой большой период времени. Авторы отметили, что наблюдения проводились в полевой лаборатории — в естественном месте обитания шимпанзе, куда ученые иногда сами приносили местные орехи и камни. Кроме того, ученые наблюдали за обезьянами лишь в сухой сезон, когда пищи и так достаточно, и не отслеживали их уровни сытости и физической активности. Также выборка была небольшой и в нее вошли шимпанзе не всех возрастов. Из-за этого какие-то изменения в эффективности колки орехов обезьян могли остаться незамеченными. Однако данные собирались много лет, а видеозаписи для анализа были выбраны случайно, чтобы сгладить экспериментальные ограничения. Хотя ранее ученые выяснили, что шимпанзе могут совершенствовать орудийные навыки даже будучи взрослыми, эта работа показала, что относительная эффективность колки с возрастом меняется незначительно: наиболее умелые особи оставались таковыми с течением времени.
На это указывали анализы крови, ультразвуковое исследование и посмертная гистология
Анализ крови, ультразвуковое исследование и посмертный анализ тканей яичников пожилой самки суматранского орангутана по имени Джина из зоопарка Джерси подтвердили наступление менопаузы, которая ранее не была обнаружена у этого вида приматов. Джине было около пятидесяти лет и за всю жизнь она родила пять раз. С 2010 года, после того как последний детеныш был отлучен от груди, ей стали давать оральные контрацептивы. В конце февраля 2014 года препарат отменили, но менструации у Джины не возобновились и спустя два месяца. Анализ крови, взятой в конце апреля, выявил повышенный уровень фолликулостимулирующего гормона и сниженный уровень эстрадиола в сыворотке — как и бывает при менопаузе. Толщина эндометрия по данным УЗИ составляла всего 2 миллиметра (средняя его толщина у фертильных самок орангутанов — от 4 до 9,2 миллиметров), а в яичниках не было активных фолликулов. Также у Джины были нарушены функции почек и сердца. Когда Джина умерла, исследователи изучили ее репродуктивные органы: в яичниках наблюдались белые тела, плотная строма, но никаких примордиальных фолликулов.