Группа биологов из Университета Далхаузи (Канада) показала, что сложная иерархическая система кланов у кашалотов (Physeter macrocephalus) может формироваться под влиянием их взаимного обучения особым внутриклановым диалектам «языка» кашалотов. В каждом клане может быть до нескольких тысяч членов. Они могут быть значительно географически удалены друг от друга и периодически смешиваться с представителями других кланов, тем не менее, кашалоты легко определяют клановую принадлежность друг друга по уникальному внутреннему «языку». По мнению ученых, у кашалотов существует аналоги культурной трансляции и социализации, напоминающие человеческие. Работа опубликована в журнале Nature Communications.
Исследователи обобщили свои наблюдения за 18 лет над социальным взаимодействием и вокализацией большого количества кашалотов в районе Галапагосских островов. Биологи обнаружили, что кашалоты, как уже было неоднократно показано ранее, формируют сложную систему кланов. Далее ученым удалось установить, что внутри каждого клана существует свой особый «язык» – строго определенный репертуар криков и щелчков (всего от 12 до 15 звуков), издающихся с определенным ритмом и темпом. Типичный пример щелчков вы можете прослушать на видео ниже.
Биологи неоднократно наблюдали, как семьи кашалотов из одного клана объединялись (иногда на протяжении многих дней) для различных целей с другими семьями из того же клана, говорящими с ними на одинаковом «языке». Однако межклановых объединений никогда не происходило. Исходя из этого ученые предположили, что тот или иной диалект «языка» является ключевой характеристикой принадлежности к клану. И все же оставалось непонятным, обусловлен ли тот или иной диалект генетически, закрепляется среди определенной группы кашалотов случайным образом или же кашалоты обучают «языку» друг друга.
Применив агентное моделирование – метод, позволяющий определять поведение всей системы в целом на основании поведения и взаимодействий множества децентрализованных агентов. С его помощью удалось установить, что кашалоты, имеющие одинаковые повадки (манеру охотиться, воспитывать детенышей и т.п.) рано или поздно сталкиваются друг с другом и вероятнее всего обучают схожих в поведении кашалотов своему «языку». В дальнейшем это облегчает «узнавание» и коммуникацию – опознав друг друга, несколько кашалотов из одного клана могут сразу же объединиться и скоординировать свои действия, например, чтобы отбиться от стаи косаток. В этом случае они легко смогут найти взаимопонимание, так как ведут себя схожим образом и знают чего ждать от других особей, даже совершенно им незнакомых.
По мнению исследователей, механизм обучения «языку» напоминает простейший вариант культурной трансляции у людей, а сам тот или иной диалект – естественный способ социальной «самоидентификации» кашалотов.
Как развитие технологий позволило нащупать «топологическое решение» загадки шизофрении
Шизофрения — одна из самых загадочных и сложных болезней человека. Уже более ста лет ученые пытаются понять причины ее возникновения и найти ключ к терапии. Пока эти усилия не слишком успешны: до сих пор нет ни препаратов, которые могли ли бы ее по-настоящему лечить, ни даже твердого понимания того, какие молекулярные и клеточные механизмы ведут к ее развитию. О том, как ученые бьются с «загадкой шизофрении» мы уже неоднократно писали: сначала с точки зрения истории психиатрии, затем с позиции классической генетики (читателю, который действительно хочет вникнуть в суть проблемы, будет очень полезно сначала прочитать хотя бы последний текст). На этот раз наш рассказ будет посвящен новым молекулярно-биологическим методам исследования, которые появились в распоряжении ученых буквально в последние несколько лет. Несмотря на сырость методик и предварительность результатов, уже сейчас с их помощью получены важнейшие данные, впервые раскрывающие механизм шизофрении на молекулярном уровне.