Настойчивые койоты успешно обучились новым навыкам у сородичей

Американские биологи выяснили, что взрослые койоты могут учиться выполнению новых задач у своих сородичей. При этом способность к подобному социальному обучению зависит от того, могут ли койоты наблюдать за умелыми особями напрямую, и от этого же зависит их успех в выполнении задачи и то, будут ли они бояться нового. Статья опубликована в PLoS One.

Социальное обучение — одна из наиболее распространенных стратегий развития животных, живущих в группах. Обучаться могут не только младшие особи (путем наблюдения за старшими): нередко знания и навыки передаются между уже взрослыми особями, а в особенности — от доминантной особи к другим, стоящим ниже в иерархии. При таком обучении на его успешность может влиять множество различных факторов, помимо места в иерархии это также могут быть пол и возраст особи, особенности поведения вида (например, распространенная неофобия — боязнь перед всем новым) и важность получения вознаграждения, на которое направлено обучение (например, в ситуации добычи пищи с помощью инструментов при сильной ограниченности ресурсов).

Изучить факторы, которые влияют на социальное обучение койотов (Canis latrans) решили ученые под руководством Джули Янг (Julie Young) из Центра исследований дикой природы Министерства сельского хозяйства США. Койоты — хорошо адаптирующиеся к новым условиям животные, способные находить пропитание при ограниченности ресурсов даже несмотря на свою явную неофобию.

В рамках исследования ученые провели три эксперимента. В первом из них они изучили, способны ли койоты к социальному обучению. Для этого они научили двух койотов доставать еду из коробки с дверкой на магнитах: для того, чтобы получить еду, дверку надо было открыть, потянув за ручку. После этого койотов, достающих еду из закрытой коробки, показали пятерым другим койотам. В качестве контрольного условия еще пятеро койотов-наблюдателей смотрели за тем, как двое койотов достают еду из открытой коробки без дверки. Чтобы протестировать способность животных к социальному обучению две группы койотов-наблюдателей (активную экспериментальную и контрольную) пустили к закрытым дверками коробкам в угощением внутри.

Из всех койотов, которые следили за сородичами, открывающими коробку с дверкой, успешно достать угощение после самого первого наблюдения удалось четырем особям, а на второй день наблюдения с задачей справились все пятеро: для этого животным понадобилось в среднем около 15 минут (задание считалось проваленным при невыполнении в течение первого получаса). Животные из контрольной группы тратили на решение задачки больше часа, а из всех контрольных наблюдателей открыть коробку смог только один койот: с задачей он справился только на четвертый день.

Во втором эксперименте приняли участие 12 пар койотов (в каждой — самка и самец). Условия и задание этого эксперимента были схожи с первым экспериментом: в каждой паре был обученный койот и койот-наблюдатель, а также они были разделены на активную экспериментальную группу (восемь пар) и контрольную (четыре пары). Вместо коробки с магнитной дверкой в этом эксперименте ученые использовали резиновую шину, лежащую на земле и прикрытую пластмассовым листом с двумя веревочными ручками: угощение, которые необходимо было достать, находилось под листом внутри шины и было неглубоко зарыто в земле. Обученные койоты и наблюдатели находились вместе.

Из всех пар койотов успешно выполнить задание удалось только четырем, в каждой из которых был обученный выполнять задание койот. Ученые заметили, что успех при выполнении задания значительно зависел от того, сколько времени койот-наблюдатель сначала проводит, рассматривая действия сородича, а затем — пытаясь выполнить задание: успешные койоты напрямую наблюдали за сородичами 54 процента всего времени наблюдений и затем пытались повторить действия в течение 77 процентов всего времени, которое им было дано на взаимодействие с установкой (для сравнения у неуспешных особей эти показатели равнялись 29 и 19 процентам). Так как все успешные особи-наблюдатели оказались доминантными самцами, влияние пола и ранга на настойчивость в выполнении задания койотами оценить не удалось.

Наконец, в третьем эксперименте (в нем также поучаствовали 12 пар койотов) животные получали угощение с рук экспериментатора в том случае, если пытались его найти в установке, похожей на ту, которая использовалась во втором эксперименте: в этот раз использованная шина не была прикрыта пластиковой крышкой. С заданием справились только два койота-наблюдателя: в своих парах они были доминантными особями.

Ученые пришли к выводу, что койоты в действительности способны к социальному обучению во взрослом возрасте: это сильно расширяет возможный спектр решаемых задач. При этом на способность к такому обучению влияет множество различных факторов, так как не все особи справились с выполнением задания даже при прямом наблюдении. Так, среди факторов, которые оказались важными для успешного социального обучения, по мнению авторов, оказались доминантность особи, неофобия, которую демонстрировали особи, не наблюдавшие за сородичами, успешно выполнившими задание, а также то, насколько особь была настойчива при выполнении задания.

Способность к социальному обучению и его особенности наблюдаются и среди других видов, причем часто касаются заданий, встретиться с которыми в природе не представляется возможным. К примеру, несколько лет назад британские зоологи научили шмелей дергать за веревочки, а те потом научили этому своих сородичей.

Елизавета Ивтушок

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
Людьми вырастут?

На что похожи и на что способны пять искусственных зародышей человека