Шимпанзе бросили камни в дерево ради звука

Немецкие ученые выяснили, что шимпанзе бросаются камнями в оголенные корни деревьев ради звука, который при этом получается. Для этого они изучили деревья в одном из африканских заповедников и проверили, чем те деревья, в которые обезьяны любят кидаться камнями, отличаются от тех, которые те обходят стороной. Оказалось, что шимпанзе предпочитают кидаться камнями в деревья с досковидными камнями, так как они издают звук ниже, а звучат дольше, пишут ученые в Biology Letters.

Человекообразные обезьяны используют орудия — например, палки или камни — достаточно часто. В основном, орудия нужны для добычи пищи или защиты от неприятеля, но могут использоваться и просто так — в рекреационных целях. Например, несколько лет назад 24-летнего шимпанзе по имени Барни застали за игрой на импровизационном «барабане» — обычном пластиковом ведре, причем его игра была довольно искусной — по крайней мере, напоминала простые биты, которые может сыграть человек.

Группа ученых под руководством Эмми Калан (Ammie Kalan) из Института эволюционной антропологии Общества Макса Планка заметила у нескольких шимпанзе, проживающих в одном из западноафриканских заповедников, другое необычное увлечение: они кидали камни в деревья без какой-либо видимой цели (например, достать еду), сопровождая это криками. Интересно было то, что шимпанзе выбирали далеко не все деревья — поэтому ученые решили внимательнее изучить, чем они отличаются от других.

Всего исследователи рассмотрели 13 видов деревьев, распространенных в месте обитания шимпанзе: в шесть из них (например, Bombax costatum — ребристый бомбакс) камни кидали, а в остальные семь — нет (например, Parinari excelsa — гвинейскую сливу). Для каждого вида ученые подсчитали количество деревьев, плотность их распространения на квадратный километр и диаметр ствола. После этого ученые начали кидать в деревья камни и записывать звуки: в статье сообщается, что это была симуляция бросков камнями самих шимпанзе.

Оказалось, что звуки удара камня об дерево заметно (p < 0,001) отличаются в зависимости от того, к какой группе дерево принадлежит. Так, звук от деревьев, в которые кидали камни сами шимпанзе, был ниже и дольше. Самыми звучными были деревья с досковидными корнями — чуть плоскими корнями, которые располагаются достаточно высоко над почвой.

Ученые предполагают, что шимпанзе бросают камни об деревья именно для получения звука — это объясняет и то, что акустические свойства поверхности выбранных деревьев отличаются от тех, об которые обезьяны камни не кидают. Пока что непонятно, зачем именно они это делают: с одной стороны, это может быть средством коммуникации (что ученые считают самым логичным объяснением), а с другой, шимпанзе могут делать это и просто так.

Последний вариант, кстати, не так уж и удивителен: шимпанзе вполне могут делать что-то необычное просто потому, что хотят. Например, две самки в одном из американских зоопарков любят синхронно ходить друг за другом: их движения при этом настолько выверены, что напоминают конгу.

В американском зоопарке родился единственный в мире жираф без пятен