Лекарство от редкой опухоли спасло жизнь мальчику с врожденным дефектом иммунитета

Врачи впервые спасли жизнь мальчику с генетическим аутовоспалительным заболеванием. Для этого они применили лекарство от редкого рака крови, которое подавляет активность иммунных клеток. Сейчас мальчику уже больше трех лет, в то время как все его предшественники с такой же мутацией не доживали и до семи месяцев. Отчет опубликован в журнале The New England Journal of Medicine.

Интерфероны — это группа белков, которые клетки производят в ответ на вирусную инфекцию. Сами по себе интерфероны для вирусов безвредны, но запускают иммунную реакцию и воспаление, в результате которых вирусы гибнут. В то же время интерфероны могут и тормозить воспалительный процесс, чтобы он не продолжался слишком долго и не приводил к повреждению здоровых тканей.

За передачу «активирующего» сигнала от интерферонов отвечает фермент JAK (изначально это название расшифровывалось как just another kinase, «еще одна киназа», но потом фермент переименовали в Янус-киназу, Janus-kinase). А затормозить воспаление помогает белок USP18, который сам связывается с клеточным рецептором к интерферону и не дает JAK получить сигнал.

Мутации в гене USP18 приводят к развитию интерферонопатии — заболевания, при котором избыточный интерфероновый сигналлинг порождает бесконечное воспаление. Его нельзя считать аутоиммунной болезнью, так как иммунные клетки не заточены на борьбу с собственными клетками организма. Поэтому такое состояние называют аутовоспалением. Оно может развиться еще до появления ребенка на свет и обычно приводит к его смерти на поздних этапах беременности или в первые месяцы жизни.

Международная группа врачей под руководством Абдуллы Алангари (Abdullah Alangari) из Университета Короля Сауда описала случай мальчика с мутацией в USP18, которого им удалось сохранить в живых. Ребенок появился на свет в Саудовской Аравии, его родители были кузенами, и он унаследовал мутацию в обеих копиях гена. На 38-й неделе беременности в ходе УЗИ врачи заметили признаки патологии и назначили экстренное кесарево сечение.

Уже на 13-й день жизни у мальчика развились септический шок и полиорганная недостаточность. Причиной оказалась бактерия Bordetella pertussis в дыхательных путях и возникшее из-за нее воспаление. С инфекцией врачи справились быстро с помощью антибиотика и выписали пациента домой. Но уже на 45-й день он снова оказался в клинике — на этот раз с некрозом кожи в месте, где раньше находился венозный катетер, там поселилась Enterobacter cloacae. К этому времени у мальчика развилась гидроцефалия, в мозге появились кальцификаты, снова возникло состояние шока.

Тогда врачи предположили, что мальчика можно спасти с помощью уже известного лекарства. Это руксолитиниб — препарат, который разработали для борьбы с редкими онкологическими болезнями крови. Его действующее вещество блокирует JAK, то есть делает то, с чем не справляется мутантный белок USP18. Через две недели после того, как мальчику начали давать руксолитиниб, его состояние сильно улучшилось: исчезла гидроцефалия и затянулась рана на руке. Через месяц дозировку снизили, рассчитывая на ремиссию, но пациенту снова стало хуже — начались проблемы с дыханием. Поэтому ему назначили постоянную повышенную дозу препарата и выписали домой.

Этот случай может послужить примером того, как редко применяющееся лекарство может оказаться полезным при разных болезнях, в том числе генетических. На момент написания отчета медики наблюдали за мальчиком уже в течение трех лет, а он продолжал принимать руксолитиниб. Авторы работы отмечают, что, несмотря на небольшие задержки в развитии, их пациент продолжает нормально расти.

Ранее мы рассказывали историю девочки по имени Мила, которой повезло меньше: для ее редкого генетического заболевания нет лекарства, и врачам пришлось создать его с нуля.

Прием антидепрессантов во время беременности матери снизил объем серого вещества у детей