Статусная одежда сделала человека более компетентным в глазах других

Компетентность — то есть наличие определенных знаний и опыта — в первую очередь оценивают по внешнему виду. Это показали американские ученые с помощью девяти экспериментов, в которых просили участников в разных условиях оценить компетентность людей в разной одежде. Оказалось, что компетентным всегда считается тот, кто одет в более статусную и дорогую одежду. Эффект сохранялся даже в том случае, когда человека показывали всего в течение 129 миллисекунд, чего недостаточно для того, чтобы разглядеть лицо, пишут ученые в Nature Human Behaviour.

Человек с более высоким социоэкономическим статусом зачастую кажется компетентнее — по крайней мере в том, что касается его работы или области интересов. Сам этот статус, в свою очередь, зачастую отражает внешний вид — и вполне можно сказать, что о компетентности человека можно сделать вывод по тому, как он выглядит. Это предположение считают своеобразной догмой, и эмпирически оно проверяется редко: другими словами, экспериментально полученных данных, подтверждающих влияние внешнего вида на видимую компетентность человека, существует не так много.

Ученые под руководством Дунвона О (DongWon Oh) из Нью-Йоркского университета решили исправить этот недостаток с помощью серии из девяти экспериментов. В первых восьми экспериментах участникам (всего — 271 человек: от 50 до 200 в зависимости от эксперимента) показывали изображение мужчины в более простой или более дорогой одежде, которую выбрали независимые оценщики.

В зависимости от эксперимента, людей оценивали либо студенты, либо люди постарше, а изображение показывали в течение разных временных отрезков: от 129 до 1100 миллисекунд. Кроме того, в одном из экспериментов участникам давали дополнительную информацию (например, сообщали, что люди на изображениях работают в сфере продаж, а их годовой доход — выше 80 тысяч долларов), меняли расу человека на изображении, просили участников не обращать внимание на одежду, а также использовали исключительно неформальную одежду — то есть убрали изображения людей в рубашках, пиджаках и галстуках. После презентации стимула-изображения в течение одной секунды участникам показывали размытое изображение участников (для контроля презентации стимула), а затем — просили оценить компетентность человека на изображении по шкале от 1 до 9.

Независимо от условий эксперимента участники всегда значительно (p < 0,001) выше оценивали людей, на которых была надета более дорогая одежда. Эффект сохранился даже в том случае, когда изображение показывали в течение минимального времени — 129 миллисекунд: этого, по словам ученых, недостаточно для того, чтобы рассмотреть лицо человека на изображении, но достаточно, чтобы оценить самую выделенную часть— одежду.

В девятом эксперименте вместо одного изображения участникам (64 человека, которые не принимали участие в предыдущих экспериментах) показывали два: в каждой паре использовались изображения людей, которых в предыдущих экспериментах оценивали примерно одинаково компетентными, но в разной одежде. Независимо от того, насколько компетентными считались люди, и того, предупреждали ли участников эксперимента о том, что одежда никак не связана с уровнем компетентности, в 69 процентах случаев люди все равно считали более компетентным того, на ком была надета более дорогая одежда (p < 0,001).

Ученые, таким образом, показали, что внешний вид человека, а точнее — его одежда, — это неконтролируемый фактор, который влияет на компетентность человека в глазах других. Интересно, что более дорогая одежда, которая, по-видимому, лучше всего отражает социальный статус человека, влияет на образ даже в течение совсем небольшого временного отрезка, что говорит о том, что для того, чтобы составить первое впечатление, нужно совсем немного времени. Подобные суждения могут привести к некоторым ограничениям объективной оценки, так как очевидно, что на самом деле внешний вид не всегда коррелирует с тем, насколько человек в действительности компетентен.

Внешний вид человека отражает его компетентность и в отдельно взятый сферах. В прошлом году ученые выяснили, что пациенты больше доверяют врачам, которые на прием надевают формальную одежду и белый больничный халат.

Елизавета Ивтушок

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
Слепые лучше зрячих почувствовали удары собственного сердца

Это свидетельствует о более низком пороге интерорецепции