Американские исследователи провели самое масштабное на сегодняшний день исследование влияния внешнего вида медицинских работников на мнение о них и их работе пациентов. Ученые выяснили, что 53 процентам респондентов важно, как выглядит их лечащий врач, а большинство предпочли видеть его в формальной одежде и белом халате. Статья опубликована в журнале BMJ.
При нахождении в медицинском учреждении важно не только качество оказываемого лечения и компетентность персонала, но и их доброжелательное отношение к пациентам, в особенности — при проведении длительного и сложного лечения. Исследования показывают, что от впечатлений пациента зависит и исход его лечения: довольные оказанными услугами люди, к примеру, реже поступают обратно в больницы в течение 30 дней после окончания лечения.
Кристофер Петрилли (Christopher Petrilli) и его коллеги из Медицинской школы Мичиганского университета решили проверить, какую роль играет одежда врача в повышении уровня удовлетворения пациента. В исследовании приняли участие 4062 пациента из 10 американских больниц, которым необходимо было оценить ряд фотографий медицинского персонала в различной одежде:
На фотографиях были изображены как мужчины, так и женщины. Каждого добровольца просили оценить врача по пяти параметрам: компетентность, доверие, забота, комфорт и доступность. После этого каждого участника также попросили предоставить информацию о своем поле, возрасте, расе, образовании, количестве лечащих врачей за последний год и типе обращения в больницу (стационарный или амбулаторный). Добровольцы также рассказали исследователям о своих предпочтениях в вопросе выбора лечащего врача (например, важен ли для них пол).
Из всех опрощенных пациентов 53 процента сообщили, что внешний вид лечащего специалиста имеет для них важное значение, а больше трети сообщили, что то, как выглядит врач, повлияет на их удовлетворенность лечением. Из всех представленных изображений пациенты выше всего оценивали врачей в формальной одежде и белом халате: им дали восемь баллов по общей для всех параметров шкале от 0 до 10. Хирургов, однако, предпочитали видеть в голубой медицинской форме, а ниже всех оценивали специалистов в повседневной одежде.
При обращении в медицинское учреждение пациенты ожидают получить достойный и профессиональный уход. Внешний вид специалистов, по мнению авторов исследования, может стать важной частью политики медицинских учреждений: не только в вопросах безопасности, но и повышения качества работы.
Ученые находят и неочевидные особенности внешнего вида врачей и их поведения. Например, недавно американские исследователи выяснили, что эффект плацебо при экспериментальном лечении усиливается, если врач выглядит дружелюбно.
Елизавета Ивтушок
Как слышащие голоса воспринимают неоднозначные сигналы
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
Мы воспринимаем мир, полагаясь на органы чувств. Однако порой, вопреки отсутствию внешних раздражителей, люди видят, слышат и чувствуют то, чего на самом деле нет. Например, что кто-то стоит рядом с их кроватью, касается руки или даже говорит с ними. В книге «Кто здесь? Эффект ощущаемого присутствия с точки зрения науки» (издательство «Альпина нон-фикшн»), переведенной на русский язык Евгением Поникаровым, психолог Бен Олдерсон-Дэй рассказывает, как психология и нейронауки пытаются объяснить, откуда берется это чувство. Предлагаем вам ознакомиться с фрагментом о том, чем люди без психоза, которые слышат голоса, отличаются от всех остальных.