Доброжелательность доктора усилила эффект плацебо

Эффект плацебо может усиливаться, если врачи выглядят дружелюбными и компетентными. К такому выводу пришли ученые из Стэнфордского университета, опубликовавшие статью в журнале Health Psychology.

Эффектом плацебо называется улучшение состояния пациента с помощью методик, не имеющих реального физиологического действия. В целях его достижения могут использоваться «таблетки-пустышки», инъекция изотонического солевого раствора, имитация физиопроцедур, электростимуляция и другие процедуры (об этом читайте в нашем материале). Многочисленные исследования эффекта плацебо дают противоречивые результаты. В то время как одни ученые говорят о том, что нет заметной разницы между использованием плацебо и отсутствием лечения, другие исследователи утверждают обратное. Авторы новой работы предположили, что сила эффекта плацебо может зависеть от внешних условий, в частности от социального контекста.

Ученые провели эксперимент, в котором приняли участие 164 здоровых человека. Испытуемым сообщили, что исследователи будут изучать их пищевые предпочтения, и попросили их пройти предварительный тест на аллергию. Женщина-врач делала каждому добровольцу инъекцию гистамина — гормона, который запускает в организме различные аллергические реакции, в том числе отек и покраснение. После врач мазала место укола обычным кремом для рук, и говорила что он либо ослабит, либо усилит аллергию.

Все участники были поделены на четыре группы, которым доктор демонстрировала разные качества — высокую доброжелательность и компетентность, низкую доброжелательность и компетентность, высокую доброжелательность и слабую компетентность, низкую доброжелательность и высокую компетентность. Чтобы казаться дружелюбнее, врач могла представиться и спросить имя пациента (когда надо было продемонстрировать холодность, она этого не делала). Чтобы выглядеть компетентнее, доктор устанавливала зрительный контакт и говорила более выразительно и убедительно. Также менялась и обстановка в кабинете — в зависимости от ситуации он мог быть либо вымыт и прибран, либо нет.

После инъекции гистамина врач следила за течением реакции. Она несколько раз измеряла размер покраснения и отправляла эти результаты экспериментаторам, которые анализировали данные вслепую. Кроме того, во время процедуры испытуемые оценивали по пятибалльной шкале, насколько сильно чешется место укола и насколько комфортно они себя чувствуют. По завершении эксперимента участники заполняли анкету, в которой, кроме прочего, спрашивалось о компетентности и доброжелательности врачей.

Выяснилось, что эффект плацебо усиливается, когда доктор кажется доброжелательным и компетентным — этом случае размер аллергической реакции был меньше. Если же присутствовало только одно качество, эффект тоже наблюдался, но был заметно слабее.

В реальной жизни, однако, врачи не только обнадеживают пациентов, получающих лекарства, но и предупреждают о побочных эффектах, что может спровоцировать появление негативных ожиданий и эффекта ноцебо. Исследователи предполагали, что теплота и компетентность врача смогут усилить не только эффект плацебо, но и ноцебо (в случаях, когда крем «ухудшал» аллергическую реакцию), однако их гипотеза не подтвердилась.

Тем не менее, на основании результатов исследования не следует делать глобальных выводов. Во-первых все испытуемые были здоровы, а сам эксперимент длился недолго. Кроме того, в роли врача выступала женщина и неизвестно, будет ли подобный эффект наблюдаться, если врачом будет мужчина. Новая работа ученых может стать основой для более крупных и продолжительных исследований в будущем.

Недавно нейробиологам удалось обнаружить область мозга, отвечающую за реакцию на применение плацебо. Ее активность и нейрональные связи помогли надежно предсказать, каким пациентам поможет плацебо, а также оценить величину этого эффекта. Также выяснилось, что при некоторых состояниях плацебо сохраняет эффективность, даже если пациент знает, что принимает «пустышку».

Социолог нашел подтверждение теории бредовых работ