Эффект плацебо может усиливаться, если врачи выглядят дружелюбными и компетентными. К такому выводу пришли ученые из Стэнфордского университета, опубликовавшие статью в журнале Health Psychology.
Эффектом плацебо называется улучшение состояния пациента с помощью методик, не имеющих реального физиологического действия. В целях его достижения могут использоваться «таблетки-пустышки», инъекция изотонического солевого раствора, имитация физиопроцедур, электростимуляция и другие процедуры (об этом читайте в нашем материале). Многочисленные исследования эффекта плацебо дают противоречивые результаты. В то время как одни ученые говорят о том, что нет заметной разницы между использованием плацебо и отсутствием лечения, другие исследователи утверждают обратное. Авторы новой работы предположили, что сила эффекта плацебо может зависеть от внешних условий, в частности от социального контекста.
Ученые провели эксперимент, в котором приняли участие 164 здоровых человека. Испытуемым сообщили, что исследователи будут изучать их пищевые предпочтения, и попросили их пройти предварительный тест на аллергию. Женщина-врач делала каждому добровольцу инъекцию гистамина — гормона, который запускает в организме различные аллергические реакции, в том числе отек и покраснение. После врач мазала место укола обычным кремом для рук, и говорила что он либо ослабит, либо усилит аллергию.
Все участники были поделены на четыре группы, которым доктор демонстрировала разные качества — высокую доброжелательность и компетентность, низкую доброжелательность и компетентность, высокую доброжелательность и слабую компетентность, низкую доброжелательность и высокую компетентность. Чтобы казаться дружелюбнее, врач могла представиться и спросить имя пациента (когда надо было продемонстрировать холодность, она этого не делала). Чтобы выглядеть компетентнее, доктор устанавливала зрительный контакт и говорила более выразительно и убедительно. Также менялась и обстановка в кабинете — в зависимости от ситуации он мог быть либо вымыт и прибран, либо нет.
После инъекции гистамина врач следила за течением реакции. Она несколько раз измеряла размер покраснения и отправляла эти результаты экспериментаторам, которые анализировали данные вслепую. Кроме того, во время процедуры испытуемые оценивали по пятибалльной шкале, насколько сильно чешется место укола и насколько комфортно они себя чувствуют. По завершении эксперимента участники заполняли анкету, в которой, кроме прочего, спрашивалось о компетентности и доброжелательности врачей.
Выяснилось, что эффект плацебо усиливается, когда доктор кажется доброжелательным и компетентным — этом случае размер аллергической реакции был меньше. Если же присутствовало только одно качество, эффект тоже наблюдался, но был заметно слабее.
В реальной жизни, однако, врачи не только обнадеживают пациентов, получающих лекарства, но и предупреждают о побочных эффектах, что может спровоцировать появление негативных ожиданий и эффекта ноцебо. Исследователи предполагали, что теплота и компетентность врача смогут усилить не только эффект плацебо, но и ноцебо (в случаях, когда крем «ухудшал» аллергическую реакцию), однако их гипотеза не подтвердилась.
Тем не менее, на основании результатов исследования не следует делать глобальных выводов. Во-первых все испытуемые были здоровы, а сам эксперимент длился недолго. Кроме того, в роли врача выступала женщина и неизвестно, будет ли подобный эффект наблюдаться, если врачом будет мужчина. Новая работа ученых может стать основой для более крупных и продолжительных исследований в будущем.
Недавно нейробиологам удалось обнаружить область мозга, отвечающую за реакцию на применение плацебо. Ее активность и нейрональные связи помогли надежно предсказать, каким пациентам поможет плацебо, а также оценить величину этого эффекта. Также выяснилось, что при некоторых состояниях плацебо сохраняет эффективность, даже если пациент знает, что принимает «пустышку».
Кристина Уласович
Обладатели некоторых профессий с большей вероятностью будут чувствовать бесполезность своей работы
Социолог Саймон Вало из Швейцарии выяснил, что обладатели некоторых профессий действительно чаще считают свою работу социально бесполезной. Это согласуется с до сих пор неподтвержденной теорией бредовых работ, предложенной несколько лет назад Дэвидом Грэбером. Вало проанализировал данные опросов американцев 2015 года и пришел к выводу, что с учетом остальных факторов работники сферы продаж, финансисты, менеджеры и администраторы более вероятно будут считать свою работу бесполезной, чем работники других сфер. Работа опубликована в Sage Journals. Согласно теории бредовых работ (bullshit jobs theory) антрополога Дэвида Грэбера (David Graeber) некоторые профессии бесполезны для общества, и люди, занятые такой профессией, чаще других будут чувствовать эту бесполезность. Среди таких занятий Грэбер выделял, например, «бесполезное обслуживание, которое существует лишь для того, чтобы кто-то другой выглядел или чувствовал себя важным» (этим могут быть заняты лифтеры, швейцары, администраторы), «профессии, которые вредят обществу» (ими заняты, по мнению Грэбера, работники финансового сектора и сферы продаж, обладатели военных профессий, корпоративные лоббисты и юристы) и менеджемент, который «множит бесполезную работу для других». При этом Грэбер различал «бредовые» (bullshit) и «дерьмовые» (shit) работы: обладатели первых, по его теории, часто считаются профессионалами, пользуются уважением и получают хорошие зарплаты. Дерьмовой работой заняты синие воротнички (рабочий класс) — они получают оплату по часам и часто становятся объектом пренебрежительного отношения, хотя и понимают, что делают что-то полезное. Согласно нескольким исследованиям [1, 2, 3], от 5 до 37 процентов людей действительно считают свою работу социально бесполезной. Однако предположения Грэбера о конкретных профессиях эти исследования в основном не подтверждают — дело может быть в том, что его теория хорошо работает только в обеспеченных странах, где доля социально бесполезных рабочих мест в целом выше, или в том, что результаты зависят от формулировки вопроса. Альтернативная версия звучит так: люди ощущают свою работу бесполезной из-за плохих условий труда. Только в одном из исследований выяснилось, что людям, работающим в сфере продаж и маркетинга или финансов, чаще других кажется, что их работа бесполезна. Саймон Вало (Simon Valo) из Цюрихского университета проанализировал данные Американского исследования условий труда (AWCS) 2015 года, чтобы разобраться, из-за чего люди считают свою работу бесполезной. Среди опрошенных были администраторы, работники сферы продаж и маркетинга, финансовые работники, корпоративные юристы и менеджеры. Таким образом Вало смог проверить, действительно ли люди этих профессий чаще будут считать свою работу бесполезной, как предполагал Гребер. В итоговую выборку вошли 1811 человек, занятых в 21 сферах деятельности. Их спрашивали о том, чувствуют ли они свою работу полезной, или кажется ли им, что их деятельность положительно влияет на общество и окружение. Почти 20 процентов всех респондентов считали свою работу социально бесполезной — эта доля сильно варьировалась в зависимости от их профессии. Так, в сфере образования таких людей было 4,6 процента, в профессиях, связанных с транспортом и перемещениям материалов, — 31,7. Бесполезность своей работы чувствовало около 30 процентов людей производственных профессий и работников сферы продаж. Среди администраторов таких было 27 процентов, а среди финансистов — чуть больше 20. Лучше всего себя чувствовали преподаватели, ученые, занимающиеся науками о жизни, физикой и социальными науками, медицинские и социальные работники, технические специалисты — меньше 10 процентов из них считали свою работу бесполезной. Регрессионный анализ показал, что работа в сфере продаж увеличивает вероятность восприятия своей работы как социально бесполезной от 2,29 до 2,61 раз. Подобное было верно и для деловых и финансовых профессий — их обладатели примерно в 2,2 раза чаще считают свою работу социально бесполезной, чем контрольная группа. Для администраторов этот коэффициент составил примерно 1,66, а для менеджеров — 1,86. Таким образом, Вало действительно обнаружил профессии, в которых гораздо больше людей, чувствующих бесполезность своей работы. Однако рекордсменами были занятия, которые Грэбер не выделял, а некоторые из тех профессий, которые он назвал бесполезными, были лишь в середине рейтинга. У людей было еще несколько причин считать свою работу бесполезной — рутина, редкая возможность самостоятельно принимать решения и недовольство начальством (хотя корреляции были не очень высокими). Также доля работников, считающих свою работу бесполезной, была выше в частном секторе, среди наемных сотрудников (по сравнению с самозанятыми), и среди тех, кто работает не в команде. В некоторых случаях эти контрольные переменные влияли на ощущение бесполезности даже сильнее, чем профессия сама по себе — Вало подсчитал это. То есть в разговоре о полезных и бесполезных профессиях следует учитывать все факторы: неблагоприятные условия труда могут сделать субъективно бесполезной даже ту работу, которая полезна сама по себе. И после учета контрольных переменных профессии Грэбера оказались в начале списка. Таким образом, это исследование, ограниченное небольшой выборкой, теорию Грэбера частично подтвердило. Одной лишь работой все не ограничивается: нередко люди чувствуют бессмысленность целой жизни. Ученые связали просмотр порно с фрустрацией по этому поводу, а человеческую привязанность к смартфону — с желанием найти этот смысл.