Карликовые люди появлялись на острове Флорес дважды. Независимо друг от друга

Люди невысокого роста появлялись на индонезийском острове Флорес как минимум дважды, независимо друг от друга, сообщается в Science. Это были «хоббиты» — карликовые люди, населявшие остров примерно 100-60 тысяч лет назад, и современные пигмеи, чей геном исследовали авторы статьи. Выяснилось, что флоресские пигмеи генетически схожи с неандертальцами и денисовскими людьми, а вот следов других видов людей в их ДНК ученые не выявили.

В 2003 году в пещере Лианг-Буа на острове Флорес были обнаружены несколько скелетов неизвестного вида людей, который назвали Homo floresiensis. После изучения останков выяснилось, что люди были очень низкого роста, около одного метра, а объем головного мозга у них были втрое меньше, чем у современных людей. В их анатомии присутствовали и другие архаичные черты. За рост древних флоресцев прозвали «хоббитами». Среди современных жителей острова тоже есть карликовые люди — пигмеи, которые живут в деревне, расположенной неподалеку от пещеры Лианг-Буа.

Генетики из шести стран под руководством Ричарда Грина (Richard Green) из Калифорнийского университета в Санта-Крузе и Джошуа Аки (Joshua Akey) из Принстонского университета исследовали ДНК 32 флоресских пигмеев. Ученые проанализировали более 2,5 миллионов однонуклеотидных мутаций (снипов) и отсеквенировали полный геном 10 флоресских пигмеев. В качестве референтных ученые использовали опубликованные геномы 2507 человек 225 национальностей.

Анализ ДНК показал, что пигмеи генетически похожи на жителей Восточной Азии и островной Юго-Восточной Азии. Кроме того, подобно жителям Меланезии, пигмеи унаследовали гены как неандертальцев, так и денисовских людей. В тоже время исследователи отмечают, что следов скрещивания с другими видами людей анализ геномов не выявил. Кроме того, исследователи обнаружили снипы в генах FADS1 и FADS2, кодирующих фермены метаболизма жирных кислот. Известно, что в мутации в этих генах неоднократно и независимо образовывались у современных популяций в разных частях планеты. По мнению исследователей, это свидетельствует о том, что древние «хоббиты» и современные пигмеи эволюционировали дважды, независимо друг от друга.

Ранее в этом году генетики показали, что предки современных жителей Восточной Азии скрещивались с денисовскими людьми дважды, вероятно, с людьми из алтайской популяции и неизвестной второй.

Сингалы и ланкийские тамилы оказались генетически однородны