На это указал анализ ДНК современных жителей Шри-Ланки
Генетики исследовали ДНК современных жителей Шри-Ланки и обнаружили, что говорящие языке индоевропейской семьи сингалы генетически однородны со своими соседями ланкийскими тамилами, говорящими языке дравидийской семьи. По данным исследователей, подобная ситуация не характерна для жителей этого региона и, вероятно, объясняется длительной географической изоляцией. Кроме того, анализ геномов показал, что сингалы разделяют заметное количество общих по происхождению блоков с маратхами — другим индоарийским народом, проживающим в основном в Западной Индии. Результаты исследования опубликованы в журнале iScience.
К юго-востоку от Индии находится крупный остров и одноименное государство Шри-Ланка. В нем проживают около 22 миллионов человек, подавляющее большинство которых (около 75 процентов) составляют сингалы — индоарийский народ, предки которого переселились на остров в середине I тысячелетия до нашей эры, по-видимому, из Северной Индии. Примерно в то же время из Южной Индии на Шри-Ланку переселились и предки современных ланкийских тамилов (около 11 процентов населения), говорящих на языке дравидийской семьи. Сингалы вместе с тамилами вытеснили автохтонное население острова — веддов, которые сегодня составляют совсем незначительную часть жителей острова.
Прошлые генетические исследования населения острова в основном ограничивались отдельными ДНК-маркерами. Во время этой работы ученые заметили, что большинство однородительских маркеров, присутствующих в генофонде сингалов, распространены в первую очередь в Южной Азии. Хотя встречаются и западноевразийские линии, относящиеся, например, к митохондриальным гаплогруппам U7 и U1.
Чтобы восполнить пробел в знаниях о популяционной истории жителей Шри-Ланки, группа генетиков во главе с Руванди Ранасингх (Ruwandi Ranasinghe) из Университета Коломбо проанализировала ядерные геномы населения острова. Однако для начала они вновь изучили материнские линии, распространенные среди населения острова. Действительно, по этому маркеру большая часть жителей Шри-Ланки схожа с населением Южной Азии. При этом во всех популяциях, за исключением индийских тамилов и ланкийских мавров (обе группы представляют достаточно поздних переселенцев), наблюдалось заметное количество гаплотипов, распространенных в Западной Евразии.
Затем исследователи обратились к анализу ядерных геномов, который указал на генетическое сходство между сингалами и ланкийскими тамилами. Это свидетельствует о взаимном потоке генов между двумя популяциями, несмотря на то, что они говорят на языках разных семей. Последнее, по данным ученых, в целом не характерно для этого региона и, по-видимому, объясняется длительной географической изоляцией. Большинство предков сингалов и ланкийских тамилов, судя по ядерной ДНК, происходили из Южной Азии. На графике, построенном с помощью метода главных компонент, они попали в один кластер, а также образовали общую кладу с другими индийскими индоевропейскими и дравидийскими популяциями.
Ученые также решили проверить, есть ли в геномах сингалов общие участки, которые объединяют их с лингвистическими родственниками — носителями языков конкани, маратхи и гуджарати. Оказалось, что сингалы разделяют заметное количество общих по происхождению блоков сцепления (IBD) с маратхами — огромным индоарийским народом, проживающим главным образом в Западной Индии.
Ранее на N + 1 рассказывали о происхождении жителей средневековых суахилийских городов. Палеогенетики выяснили, что популяции этих поселений сложились в основном в результате смешения, начавшего около тысячи лет назад, местных африканских женщин, говоривших на языках банту, а также мужчин-мигрантов, по-видимому, из Персии. Кроме того, небольшой вклад в эту популяцию внесли выходцы из Индии.
Что отпечатки из Лаэтоли говорят о ходьбе древних гоминин
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
Множество животных могут стоять и даже некоторое время ходить на двух ногах. Однако люди — единственные, кто делает это постоянно. В книге «Первые шаги: Как прямохождение сделало нас людьми» (издательство «Альпина нон-фикшн»), переведенной на русский язык Натальей Колпаковой, палеоантрополог Джереми Десильва рассказывает об эволюционных истоках прямохождения и о том, как оно положило начало исследованию мира, развитию речи и нашей способности создавать технологии. Предлагаем вам ознакомиться с фрагментом о том, как игра со слоновьим навозом помогла отыскать следы древних гоминин.