На это указал анализ десятков древних геномов
Палеогенетики проанализировали ДНК жителей шести городов суахилийской цивилизации эпохи Средневековья и раннего Нового времени. Они выяснили, что популяции этих городов сложились в основном в результате смешения, начавшегося около тысячи лет назад, местных африканских женщин, говоривших на языках банту, а также мужчин-мигрантов, по-видимому, из Персии. Кроме того, небольшой вклад в эту популяцию также внесли пришельцы из Индии. Результаты исследования опубликованы в журнале Nature.
В Средние века на восточноафриканском побережье Индийского океана и соседних островах сложилась так называемая суахилийская цивилизация, которая представляет собой сеть городов-государств, располагавшихся от современного Сомали на севере до Мозамбика на юге. Считается, что она возникла в VII–VIII веке в результате продолжительных торговых, культурных и политических контактов между местным африканским населением и мигрантами из Аравии, Персии и Индии. Культура суахили характеризовалась общим языком африканского происхождения (собственно, суахили, относящийся к языкам банту), доминированием ислама, а также географическим расположением поселков и городов вдоль побережья.
Важной составляющей экономики этой суахилийской цивилизации была морская торговля с Аравией, Персией, Индией и другими регионами. Этому благоприятствовали муссоны, которые позволяли торговым судам в течение одного года пересекать Индийский океан и возвращаться обратно. Из Африки, в частности, вывозились рабы, бивни слонов, панцири черепах, железо, стекло, керамика и прочие товары. Расцвет этой цивилизации пришелся на XII–XV века, после чего последовала португальская колонизация.
Группа ученых из Великобритании, Канады, Кении, ОАЭ, США, Танзании, Франции и ЮАР под руководством известного генетика Дэвида Райха (David Reich) из Гарвардского университета и антрополога Чапурухи Кусимбы (Chapurukha Kusimba) из Национального музея Кении решила разобраться в генетической истории жителей суахилийских городов эпохи Средневековья и раннего Нового времени, а также в их связях с современными жителями этих регионов, говорящих на языке суахили.
Для этого исследователи отсеквенировали ДНК 80 человек из шести прибрежных и островных городов суахилийской цивилизации, живших около 1250–1800 годов нашей эры, а также людей, живших примерно в 1650–1950 годах в одном поселении на территории современной Кении, примерно в ста километрах от побережья. ДНК также была прочитана у 93 современных представителей суахили, 19 жителей Мадагаскара и 10 жителей ОАЭ.
В результате проведенной работы генетики подтвердили, что средневековые популяции суахилийских городов сложились в результате смешения местного африканского бантуязычного населения и мигрировавших сюда как минимум тысячу лет назад выходцев из Персии. Кроме того, небольшой вклад в генофонд этой популяции внесли пришельцы из Индии. Причем эта смешанная популяция возникла в основном за счет браков между мужчинами из Персии и местными африканскими женщинами.
При этом не все люди раннего Нового времени принадлежали только к этой смешанной популяции. Так, в историческом поселении Сонго Мнара, расположенном на одноименном острове у берегов Танзании, присутствовали люди, среди предков которых были, по-видимому, арабы. Это может объясняться хорошо известными связями этих городов с Аравией. Кроме того, там же нашелся индивид, который генетически близок к малагасийцам.
В то же время жители африканского поселения, находившегося примерно в ста километрах от побережья, судя по полученным результатам, не получили генетического вклада от переселившихся в прибрежные районы мигрантов из Азии. В целом они оказались похожи на современных жителей этого региона. Их происхождение можно смоделировать из двух предковых компонент: жившие здесь после 3000 года до нашей эры восточноафриканские скотоводы эпохи неолита (21,3 ± 1,2 процента) и мигрировавшие сюда после 1000 года до нашей эры бантуязычные земледельцы (78,7 ± 1,2 процента).
Исследователи отметили, что в ранее опубликованных геномах современных суахили генетический вклад средневековой популяции прибрежных и островных городов был весьма ограниченным – около 11 ± 4 процентов. Причем 95 процентов исследованных людей были представителями африканских Y-хромосомных линий, в то время как у средневекового населения преобладали гаплогруппы, распространенные в Передней Азии. Однако новые последовательности ДНК современных суахили указывают на то, что вклад средневекового населения был более ощутимым — от 46 до 77 процентов. А доля африканских Y-хромосомных линий в общей выборке снизилась с 95 до 45 процентов.
Ранее на N + 1 рассказывали о происхождении малагасийцев — основного населения острова Мадагаскар. Анализ 700 геномов указал на то, что австронезийские предки этих людей на протяжении столетий находились в генетической изоляции, когда эффективный размер их популяции ограничивался несколькими сотнями человек. Но примерно тысячу лет назад они смешались с восточноафриканской популяцией банту, после чего на Мадагаскаре начался бурный демографический рост.
Артефакты обнаружили в египетском городе Тонис-Гераклион
Леони Хофф (Leonie Hoff) из Оксфордского университета проанализировала отпечатки пальцев, сохранившиеся на древних терракотовых статуэтках, которые археологи обнаружили в египетском городе Тонис-Гераклион. В общей сложности она исследовала девять артефактов VII–II веков до нашей эры, которые представляли собой и импортированные греческие изделия, и местную продукцию, изготовленную в греческом стиле. Ученая пришла к выводу, что в производстве подобных статуэток участвовали как взрослые мужчины и женщины, так и дети и подростки. Причем на одном и том же предмете могли присутствовать отпечатки людей разных возрастов, что, вероятно, говорит об обучении молодых помощников более опытными мастерами. Кроме того, как сообщается в статье из Oxford Journal of Archaeology, наличие женских отпечатков несколько противоречит сведениям, известным из древнегреческих письменных источников, что подобные статуэтки изготавливались главным образом мужчинами.