На это указал анализ десятков древних геномов
Палеогенетики проанализировали ДНК жителей шести городов суахилийской цивилизации эпохи Средневековья и раннего Нового времени. Они выяснили, что популяции этих городов сложились в основном в результате смешения, начавшегося около тысячи лет назад, местных африканских женщин, говоривших на языках банту, а также мужчин-мигрантов, по-видимому, из Персии. Кроме того, небольшой вклад в эту популяцию также внесли пришельцы из Индии. Результаты исследования опубликованы в журнале Nature.
В Средние века на восточноафриканском побережье Индийского океана и соседних островах сложилась так называемая суахилийская цивилизация, которая представляет собой сеть городов-государств, располагавшихся от современного Сомали на севере до Мозамбика на юге. Считается, что она возникла в VII–VIII веке в результате продолжительных торговых, культурных и политических контактов между местным африканским населением и мигрантами из Аравии, Персии и Индии. Культура суахили характеризовалась общим языком африканского происхождения (собственно, суахили, относящийся к языкам банту), доминированием ислама, а также географическим расположением поселков и городов вдоль побережья.
Важной составляющей экономики этой суахилийской цивилизации была морская торговля с Аравией, Персией, Индией и другими регионами. Этому благоприятствовали муссоны, которые позволяли торговым судам в течение одного года пересекать Индийский океан и возвращаться обратно. Из Африки, в частности, вывозились рабы, бивни слонов, панцири черепах, железо, стекло, керамика и прочие товары. Расцвет этой цивилизации пришелся на XII–XV века, после чего последовала португальская колонизация.
Группа ученых из Великобритании, Канады, Кении, ОАЭ, США, Танзании, Франции и ЮАР под руководством известного генетика Дэвида Райха (David Reich) из Гарвардского университета и антрополога Чапурухи Кусимбы (Chapurukha Kusimba) из Национального музея Кении решила разобраться в генетической истории жителей суахилийских городов эпохи Средневековья и раннего Нового времени, а также в их связях с современными жителями этих регионов, говорящих на языке суахили.
Для этого исследователи отсеквенировали ДНК 80 человек из шести прибрежных и островных городов суахилийской цивилизации, живших около 1250–1800 годов нашей эры, а также людей, живших примерно в 1650–1950 годах в одном поселении на территории современной Кении, примерно в ста километрах от побережья. ДНК также была прочитана у 93 современных представителей суахили, 19 жителей Мадагаскара и 10 жителей ОАЭ.
В результате проведенной работы генетики подтвердили, что средневековые популяции суахилийских городов сложились в результате смешения местного африканского бантуязычного населения и мигрировавших сюда как минимум тысячу лет назад выходцев из Персии. Кроме того, небольшой вклад в генофонд этой популяции внесли пришельцы из Индии. Причем эта смешанная популяция возникла в основном за счет браков между мужчинами из Персии и местными африканскими женщинами.
При этом не все люди раннего Нового времени принадлежали только к этой смешанной популяции. Так, в историческом поселении Сонго Мнара, расположенном на одноименном острове у берегов Танзании, присутствовали люди, среди предков которых были, по-видимому, арабы. Это может объясняться хорошо известными связями этих городов с Аравией. Кроме того, там же нашелся индивид, который генетически близок к малагасийцам.
В то же время жители африканского поселения, находившегося примерно в ста километрах от побережья, судя по полученным результатам, не получили генетического вклада от переселившихся в прибрежные районы мигрантов из Азии. В целом они оказались похожи на современных жителей этого региона. Их происхождение можно смоделировать из двух предковых компонент: жившие здесь после 3000 года до нашей эры восточноафриканские скотоводы эпохи неолита (21,3 ± 1,2 процента) и мигрировавшие сюда после 1000 года до нашей эры бантуязычные земледельцы (78,7 ± 1,2 процента).
Исследователи отметили, что в ранее опубликованных геномах современных суахили генетический вклад средневековой популяции прибрежных и островных городов был весьма ограниченным – около 11 ± 4 процентов. Причем 95 процентов исследованных людей были представителями африканских Y-хромосомных линий, в то время как у средневекового населения преобладали гаплогруппы, распространенные в Передней Азии. Однако новые последовательности ДНК современных суахили указывают на то, что вклад средневекового населения был более ощутимым — от 46 до 77 процентов. А доля африканских Y-хромосомных линий в общей выборке снизилась с 95 до 45 процентов.
Ранее на N + 1 рассказывали о происхождении малагасийцев — основного населения острова Мадагаскар. Анализ 700 геномов указал на то, что австронезийские предки этих людей на протяжении столетий находились в генетической изоляции, когда эффективный размер их популяции ограничивался несколькими сотнями человек. Но примерно тысячу лет назад они смешались с восточноафриканской популяцией банту, после чего на Мадагаскаре начался бурный демографический рост.
На протяжении поколений древние люди использовали это место для захоронений
Палеогенетики проанализировали ДНК 37 человек из древнего коллективного захоронения, раскопанного на территории Франции в карстовой шахте Авен-де-ля-Букль. Бо́льшая часть исследованных геномов принадлежала людям эпохи неолита (n = 34), которых похоронили в этом месте между 3600 и 2800 годами до нашей эры, причем примерно три четверти из них были мужчинами. Похоже, что на протяжении длительного времени карстовую шахту использовали для захоронений связанные между собой группы людей. Результаты исследования опубликованы в журнале Proceedings of the Royal Society B: Biological Sciences.