Астрономы по распределению радиоданных построили самую детальную на сегодняшний день карту области, где рождаются звезды, похожие на наше Солнце. На ней показано молекулярное облако Ориона А, сообщается в статье, принятой к публикации в Astrophysical Journal Supplements.
Звезды рождаются в гигантских молекулярных облаках, которые под действием собственной гравитации начинают сжиматься и уплотняться. Если масса сжимающегося газа невелика, то образуется одна звезда, а если газа много, то в ходе сжатия и фрагментации образуется целая группа тел — звездное скопление. Облако Ориона А считается ближайшей «колыбелью» как небольших, так и массивных звезд и представляет собой идеальную лабораторию для изучения процессов звездообразования. Оно находится на расстоянии примерно 1,3 тысяч световых лет.
Авторы новой статьи под руководством Шуо Конга (Shuo Kong) из Йельского университета провели наблюдения облака Ориона А на интерферометре CARMA, включающем в себя 23 отдельных телескопа. Они построили карту участка неба площадью 2 квадратных градуса, основываясь на данных об эмиссионных линий молекул 12CO, 13CO, C18O и нескольких других. Затем астрономы сопоставили наблюдения CARMA со спектрами молекул CO, которые были получены приемниками, установленными на 45-метровом телескопе Nobeyama.
В результате ученые смогли получить детальную карту облака Ориона А на сегодняшний день, основанную на интенсивности излучений молекул, и самую детальную карту «колыбели» звезд с разными массами. Эти данные помогут в будущем усовершенствовать модели звездообразования, а также понять, как часто рождаются в облаке Ориона А звезды.
Недавно астрономы построили карту молодой Вселенной, благодаря которой им удалось обнаружить четыре тысячи новых галактик, а также подробную трехмерную карту Млечного пути. Кроме того, ученые впервые получили карту скоростей движения вещества в атмосфере другой звезды.
Кристина Уласович
Она оказалась разреженной
Спускаемый модуль индийской лунной миссии «Чандраян-3» измерил плотность плазмы вблизи лунной поверхности в начале лунного дня. Она составила от 5 до 30 миллионов электронов на кубический метр, сообщается на сайте ISRO. Полезная нагрузка миссии «Чандраян-3» состоит из камер и семи научных приборов, пять из которых входят в состав спускаемого модуля. Один из них — зонд Ленгмюра эксперимента RAMBHA (Radio Anatomy of Moon Bound Hypersensitive ionosphere and Atmosphere), представляющий собой металлический сферический зонд диаметром пять сантиметров. Он установлен на метровой выдвижной мачте, чтобы прибор мог работать в невозмущенной окололунной среде. Зонд позволяет определять параметры плазмы, такие как плотность или температуру ионов и электронов, вблизи поверхности Луны. Для этой цели на него подается положительный или отрицательный потенциал относительно опорного электрода и снимается вольт-амперная характеристика. Анализ первых данных, полученных зондом Ленгмюра 24 августа 2023 года, показывает разреженность окололунной плазмы, которая характеризуется плотностью примерно от 5 до 30 миллионов электронов на кубический метр. Эта оценка относится к началу лунного дня, последующие измерения должны показать динамику плотности в течение всего лунного дня, на которую должен влиять солнечный ветер. Ранее мы рассказывали о том, как «Чандраян-3» углубился в лунный реголит на восемь сантиметров и определил состав реголита в южном приполярном регионе Луны.