Жившему 170 миллионов лет назад динозавру диагностировали воспаление костей

Палеонтологи увидели изучили следы раны, которую получил травоядный люфенгозавр (Lufengosaurus huenei) 170-200 миллионов лет назад. Как сообщается в Scientific Reports, а также в The Conversation, исследователи смогли распознать остеомиелит (воспаление кости) у рептилии, которое, вероятно, развилось после укуса хищника.

Люфенгозавры обитали на территории современного Китая в начале юрского периода (200-174 миллиона лет назад). Рептилии получили свое название по имени отложений Люфенг на юго-западе Китая, где были найдены первые окаменелости. Они относились к подотряду завроподоморфов, травоядных ящеров, которых отличали огромные размеры, толстые конечности, а также длинные шея и хвост. По сравнению с другими завроподоморфами, люфенгозавры отличались довольно скромными размерами. По современным оценкам, их длина достигала девяти метров (в среднем — шести), а весили они до 1,7 тонн.

В новом исследовании китайские, американские и британские исследователи под руководством Лиды Син из Китайского университета геонаук изучили окаменелости Lufengosaurus huenei,найденные на северо-востоке Китая в 1997 году. Когда остатки только нашли, палеонтологи обнаружили на одном из правых ребер патологию: на уровне трети от начала ребра часть кости отсутствовала. Чтобы понять, что произошло, палеонтологи провели микрокомпьютерную томографию пораженного ребра. С помощью этого метода исследователи смогли получить трехмерное изображение кости с высоким разрешением и изучить ее структуру, не повреждая объект.

Сканирование показало, что в ребре люфенгозавра развился остеомиелит — воспаление кости и окружающих тканей, которое часто вызывается пиогенными (производящими гной) бактериями. Патогены проникают в ткань либо по кровеносным сосудам, либо через открытые раны или переломы. Авторы работы предполагают, что воспаление у люфенгозавра началось после того, как его кто-то укусил или ударил когтем. Об этом свидетельствуют форма и положение раны. Возможно, это был хищный синозавр, обитавший в то же время и в том же регионе, что и люфенгозавры. После нападения ящер прожил еще какое-то время — костная ткань начала восстанавливаться.

Современные технологии, в том числе микротомография, позволяют «залезть» внутрь окаменелостей и обнаружить в них много интересного. Например, недавно палеонтологи исследовали кости археоптерикса и выяснили, как летали эти рептилии, а раньше ученым удалось обнаружить древнейшую злокачественную опухоль у гоминида.

«Динозавры России: Прошлое, настоящее, будущее»