Кости археоптерикса выдали его способность летать на короткие расстояния

Археоптериксы умели летать, и их полет, вероятно, был похож на фазаний — они перемещались на короткое расстояние, активно работая крыльями. Как говорится в статье, опубликованной в Nature Communications, исследователи пришли к этому выводу после изучения окаменелостей нескольких рептилий с помощью синхротронной микротомографии.

Археоптериксы обитали в конце юрского периода, примерно 150-148,5 миллиона лет назад. У них были длинные передние конечности, которые оканчивались тремя пальцами, и хорошо развитые маховые, рулевые и контурные перья, аналогичные тем, которые существуют у современных птиц. Исследователи до сих пор не пришли к единому мнению, были ли археоптериксы способны к активному, а не планирующему полету. С одной стороны, эти динозавры не могли поднимать крылья выше уровня спины, а это необходимое условие для полета у современных птиц. Поэтому некоторые исследователи считают, что археоптериксы могли только планировать. С другой стороны, от современных планирующих птиц ящеры отличались формой тела и размерами крыльев.

Французские, чешские и германские палеонтологи и физики под руководством Денниса Вотена (Dennis Voeten) из Европейского центра синхротронного излучения (ESRF) в Гренобле решили исследовать окаменелости нескольких археоптериксов с помощью синхротронной микротомографии. Этот метод позволяет построить трехмерное изображение, и в том числе увидеть «внутренности» объекта, не разрушая его.

Авторы работы решили сосредоточиться на изучении плечевой и локтевой костей археоптерикса. Они связаны со способностями птиц к полету, и по их строению можно сказать, умел ли динозавр летать или нет. Ученые реконструировали геометрию плечевой и локтевой кости, а также оценили плотность костной ткани в окаменелостях трех археоптериксов. Затем они сравнили полученные результаты с аналогичными параметрами у современных летающих и нелетающих птиц.

Оказалось, что относительная толщина костей и плотность костной ткани археоптериксов была примерно такой же, как у современных птиц, летающих на небольшие расстояния, например у фазанов. Они могут взлететь, чтобы убежать от опасности или преодолеть препятствие. Поэтому авторы работы заключили, что и археоптериксы были способны на короткие полеты. Однако так как анатомия древнего ящера отличалась от анатомии современных птиц, очевидно, что стиль полета у них был другой. Но какой именно, исследователи пока не знают.

Первые окаменелости археоптерикса, так называемый Харлемский экземпляр, были обнаружены в 1855 году на юге Германии. А недавно палеонтологи выяснили, что на самом деле они принадлежали другому виду птицеподобных динозавров.

Мексиканцы обнаружили окаменевшее яйцо фламинго возрастом 8-12 тысяч лет