Российская компания Cognitive Technologies, занимающаяся разработкой технологий для беспилотных автомобилей, сравнила эффективность и скорость распознавания объектов на дороге между человеком и алгоритмом компьютерного зрения беспилотного автомобиля. В большинстве случаев показатели оказались похожими, но в сложных условиях алгоритм показал лучшие результаты, сообщается в пресс-релизе, поступившем в редакцию N + 1.
В последние годы разработчики беспилотных автомобилей достигли большого прогресса, и сразу несколько компаний испытывают такие автомобили на дорогах общего пользования, а некоторые из них даже без контролирующих водителей за рулем. Частичный автопилот, способный самостоятельно передвигаться по прямым дорогам и избегать столкновений с другими автомобилями, стал в 2015 году доступен владельцам автомобилей Tesla в виде обновления прошивки. Но, несмотря на большие успехи, разработчики пока не считают такие автомобили готовыми к полной замене людей в качестве водителя в любых ситуациях.
Компания Cognitive Technologies, которая не первый год занимается разработкой самоуправляемой техники, например, беспилотного трактора или КамАЗа, провела сравнение навыков беспилотных автомобилей с человеческими. В серии экспериментов, которые проводились с сентября по ноябрь 2017 года принимали участие 17 добровольцев. Во время заездов автомобилем управлял водитель, а добровольцы сидели на пассажирском сидении и немедленно сообщали, когда замечали дорожные знаки, пешеходов или другие автомобили. Параллельно алгоритм с помощью камеры также регистрировал эти объекты.
Тестирование происходило на дорогах Москвы и Московской области на скоростях 50-60 километров в час. Помимо обычных условий часть заездов происходила во время дождя и ночью, а также в тоннелях, в которых быстро меняется интенсивность освещения.
Проанализировав полученные результаты, разработчики выяснили, что при хорошей погоде люди и алгоритм показали примерно одинаковые результаты как по доле распознанных объектов, так и по скорости распознавания. Однако в сложных условиях результаты отличались. Например, алгоритм быстрее и с большей вероятностью распознавал автомобили в условиях ослепления, быстрее, но с такой же вероятностью различал частично заслоненные дорожные знаки, а также лучше справлялся с распознаванием автомобилей и знаков ночью и во время дождя, но при этом хуже различал в таких условиях пешеходов.
Стоит заметить, что во многих случаях скорость распознавания различалась в пределах статистической погрешности, а выборка для каждого типа (например, пешеходов в хорошую погоду) составляла около 250 объектов.
Испытаниями беспилотных автомобилей в сложных условиях занимаются и другие разработчики, например, «Яндекс» продемонстрировал зимние испытания своего автомобиля на скользкой и заснеженной дороге со скрытой разметкой. Недавно Массачусетский технологический институт раскрыл подробности методологии и промежуточную статистику продолжающегося с 2016 года исследования по изучению взаимодействия водителей с системами частично автоматического управления в автомобилях. На тот момент в исследовании принимало участие 25 автомобилей, которые проехали за время эксперимента почти полмиллиона километров, а установленные на них камеры отсняли около трех с половиной миллиардов кадров. А другая группа американских исследователей выяснила, что на 2015 год беспилотные автомобили гораздо чаще обычных попадали в ДТП, правда, не по своей вине.
Григорий Копиев
Он может поднимать груз до 25 килограмм
Американская компания Apptronik представила раннюю версию прототипа гуманоидного робота общего назначения Apollo. Его рост составляет 173 сантиметра, масса — 73 килограмма. Заряда батареи хватает на четыре часа работы. В текущей версии Apollo может поднимать до 25 килограмм и предназначен для работы на складах, однако в будущем список возможностей и сфер применения будет расширяться, сообщает New Atlas. При поддержке Angie — первого российского веб-сервера В последнее время сразу несколько компаний анонсировали разработку собственных человекоподобных роботов общего назначения. Среди них, например, производитель экзоскелетов Fourier Intelligence и робототехническая компания Unitree, известная прежде всего своими четвероногими роботами. К разработке собственного человекоподобного робота приступила даже Tesla, которая недавно представила обновленную версию робота Optimus. Такой всплеск интереса к роботам, конструктивно повторяющим анатомию человека, в первую очередь связан с их ключевой способностью функционировать в той же среде, где работает и живет человек. Они могут передвигаться по тем же помещениям, взаимодействовать с теми же инструментами и предметами без необходимости специально что-либо менять и перестраивать. В перспективе человекоподобные роботы смогут заменить собой людей на тяжелых и опасных для здоровья работах. Недавно список компаний-разработчиков пополнила американская компания Apptronik из штата Техас. Основанная в 2016 году сотрудниками лаборатории Human Centered Robotics Lab Техасского университета в Остине, Apptronik за время своего существования уже успела поработать над десятком проектов. Среди них, например, человекоподобный робот Valkyrie, созданный по заказу NASA, а также телеоперационный робот Astra. Прототип человекоподобного робота, разработку которого недавно анонсировала компания, получил название Apollo. Его высота составляет 173 сантиметра. При собственной массе 73 килограмм Apollo может поднимать грузы до 25 килограмм, что, для сравнения, больше грузоподъемности робота Optimus на 25 процентов. Одного заряда батареи хватает на четыре часа работы Apollo. При этом батарею можно быстро заменить на новую без длительного перерыва на зарядку. Также при необходимости Apollo может работать от электросети. https://www.youtube.com/watch?v=uJOA5IDaL5g Робот имеет модульную конструкцию — его верхняя часть может быть установлена на колесную платформу или на неподвижную опору, если нет необходимости в передвижениях робота. Для коммуникации с человеком на лицевой части головы Apollo есть светодиодная подсветка вокруг глаз-видеокамер и индикатор на основе технологии электронных чернил, на котором кроме рта, изображающего эмоции, может отображаться текстовая и графическая информация. Для этой же цели на груди робота расположен большой информационный OLED-дисплей. В ближайшей перспективе основным предназначением Apollo станет работа на складах и в производственных помещениях, где он будет переносить и сортировать грузы. Однако в дальнейшем с развитием аппаратного и программного обеспечения платформы Apollo, которую в Apptronik планируют сделать доступной для сторонних разработчиков, будут расти и возможности робота. В компании считают, что в будущем робот найдет применение и в других сферах, например, в строительстве, нефтегазовой отрасли, производстве электроники, торговле, курьерской доставке, уходе за пожилыми людьми и пациентами, которым требуется реабилитация. На данный момент представлена ранняя альфа-версия. Серийный Apollo компания планирует выпустить в 2024 году, а старт продаж можно ожидать не ранее 2025 года. Основное предназначение робота Digit от компании Agility Robotics также связано с переноской грузов на складах. Его отличительной особенность стала конструкция ног, колени которых выгнуты в обратную сторону. Недавно компания представила обновленную версию Digit, у которой появилась голова и манипуляторы на руках.