Российский сервис «Яндекс.Такси» провел серию испытаний собственного беспилотного автомобиля на базе гибридного автомобиля Toyota Prius в условиях зимы. Об этом говорится в сообщении сервиса, поступившем в редакцию N + 1. Во время испытаний проверялась работа автопилота при езде по гололеду и его реакция на внезапно перебегающих дорогу пешеходов.
«Яндекс» впервые показал свою версию беспилотного автомобиля в мае текущего года. Технические подробности об автопилоте машины не раскрываются. Известно только, что она оснащена лидаром, радиолокационной станцией и камерами, в установке и наладке которых также принимали участие специалисты из Центрального научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института «НАМИ».
Беспилотное такси также оснащено приемником спутниковой навигации систем GPS, ГЛОНАСС и Galileo. Кроме того, автопилот в движении получает данные от блока инерциальной навигации. К настоящему времени «Яндекс» создал три прототипа беспилотного автомобиля: два на базе Prius и один — на базе Kia Soul.
Всего пока определено шесть уровней автономности автомобилей: при нулевом уровне машиной полностью управляет водитель, а при пятом — она передвигается полностью самостоятельно без какого-либо вмешательства со стороны человека. «Яндекс.Такси» занимается разработкой беспилотного автомобиля пятого уровня.
Зимние испытания проводятся в Подмосковье; где именно, не уточняется. В них участвуют две беспилотные машины. Специалисты проверяют поведение автомобилей на скользкой и заснеженной дороге при частично видимой или даже полностью скрытой дорожной разметке. Кроме того, испытывается и возможность внешних сенсоров правильно считывать дорожные знаки в условиях снегопада.
Наконец, «Яндекс» проверяет и реакцию автопилотов машин на пешеходов, внезапно перебегающих дорогу. В общей сложности к настоящему времени на прототипах беспилотного автомобиля в рамках испытаний проехались около ста сотрудников российской компании.
Между тем, в августе текущего года в Москве начались ходовые испытания беспилотного автобуса Matrёshka, разработанного российской компанией Volgabus. Испытания проходят на полигоне в технопарке «Калибр» в Останкинском районе Москвы.
Matrёshkу представили летом 2016 года. Это модульный беспилотный электромобиль, который может выполнять разные задачи, в том числе работать в качестве автобуса, если на шасси установлена пассажирская капсула. Длина Matrёshka составляет 4,6 метра, ширина — 1,7 метра, а высота — 2,7 метра. На данный момент скорость машины ограничена 30 километрами в час.
Василий Сычёв
Первые поставки заказчикам запланированы на 2025 год
Компания Doroni Aerospace показала новое видео полета разрабатываемого ею полностью электрического двухместного персонального летательного аппарата H1. Полет внутри ангара на небольшой высоте от пола впервые происходил под управлением находящего на борту пилота, сообщает издание New Atlas. Большинство из существующих сегодня проектов полностью электрических летательных аппаратов с вертикальным взлетом и посадкой предназначены для использоваться в сервисах аэротакси. Однако, есть среди них и проекты летательных аппаратов для личного использования. От аэротакси они обычно отличаются более компактными размерами и меньшей пассажировместимостью. В качестве примера можно привести двухместный электролет Air One от израильского стартапа Air. Он предназначен для полетов на расстояние до 177 километров с максимальной скоростью до 250 километров в час. Другой летательный аппарат под названием Axe от компании SkyFly также предназначен для перевозки двух человек включая пилота. Проект электролета Doroni H1, уже несколько лет разрабатываемый стартапом Doroni Aerospace, также относится к типу летательных аппаратов, предназначенных для персонального использования. Он выполнен в виде квадрокоптера с четырьмя парами четырехлопастных соосных винтов, которые должны будут находиться внутри защитных кожухов, плавно переходящих в переднее и заднее крыло. Оба крыла имеют сравнимые размеры и устанавливаются под достаточно большим углом. Это позволяет использовать их подъемную силу в горизонтальном полете, во время которого H1, как и любой квадрокоптер, наклоняется вперед. Для создания дополнительной тяги в горизонтальном полете в задней части H1 будут устанавливаться два толкающих винта меньшего диаметра. Кабина персонального летательного аппарата имеет каплевидную форму и предназначена для двух человек, включая пилота. Предполагается, что Doroni H1 сможет пролетать на одном заряде аккумулятора до 100 километров со средней скоростью 160 километров в час. Максимальная же скорость составит 225 километров в час. Вес пустого электролета составляет 750 килограмм. Он может перевозить до 227 килограммов. Впервые H1 оторвался от земли и выполнил полет на высоте несколько метров в режиме висения без людей на борту в феврале 2023 года. С тех пор Doroni Aerospace осуществила уже несколько десятков тестовых полетов. В новом видео компания продемонстрировала полет H1, который впервые происходил под управлением находящегося на его борту пилота. Полет происходил в режиме висения на небольшой высоте внутри ангара компании, а за ручкой управления находился основатель и генеральный директор компании Дорон Мердингер (Doron Merdinger). Видно, что на текущей стадии разработки летательный аппарат не имеет крыльев и защитных обтекателей вокруг воздушных винтов. Из элементов корпуса на раме установлена только каплевидная кабина без дверей и остекления, в которой находится пилот. При этом на месте пассажира судя по всему расположилась аккумуляторная батарея. В 2024 году согласно текущим планам в Doroni Aerospace надеются сертифицировать H1 как легкий спортивный летательный аппарат. Поставки заказчикам запланированы на 2025 год. Для управления электролетом его будущему владельцу потребуется около 20 часов тренировок. https://www.youtube.com/watch?v=WfaEOrBwpHs Ранее мы рассказывали о другом проекте летательного аппарата с возможностью вертикального взлета и посадки под названием A5, разрабатываемого компанией ASKA. В отличие от проекта Doroni он представляет собой полноценный летающий автомобиль. У него есть автомобильные колеса, на которых он может передвигаться по дорогам общего пользования и раскладывающиеся для полета крылья, на которых расположены шесть электромоторов с винтами.