Массачусетский технологический институт с начала 2016 года проводит большой эксперимент по сбору данных о взаимодействии водителей с системами частично автоматического управления в автомобилях. Авторы эксперимента впервые раскрыли детали исследования, его методологию и промежуточную статистику, сообщает Wired.
Многие крупные автопроизводители занимаются созданием прототипов беспилотных автомобилей и их тестированием на полигонах и дорогах общего пользования, причем иногда даже без водителя-тестировщика за рулем. Как правило, во время таких испытаний упор делается на технические аспекты поездки и адекватность решений управляющих алгоритмов, а взаимодействию водителей и пассажиров с такими системами уделяется не так много внимания.
В 2015 году MIT совместно с несколькими компаниями, в том числе и автопроизводителями, основал консорциум Advanced Vehicle Technology, цель которого — исследование взаимодействия людей с новыми технологиями в автомобилях, в том числе системами помощи водителю и автопилотами. Теперь исследователи под руководством Лекса Фридмана (Lex Fridman) и Брайана Раймера (Bryan Reimer) из MIT раскрыли подробности об исследовании, начавшемся в январе 2016 года.
Для того, чтобы получить данные, максимально близкие к реальному использованию автомобилей, исследователи решили собирать данные от каждого водителя на протяжении средних (месяц) и длинных (год и более) периодов времени, причем без жестких ограничений. Таким образом, водители использовали автомобили для своих обычных поездок, а не перемещались на них по строго заданным маршрутам.
Для сбора данных исследователи установили в автомобили камеры, направленные на лицо водителя, на всю водительскую часть салона, на дорогу, а в некоторых случаях и на приборную панель. Помимо этого исследователи собирали данные с CAN-шины автомобиля, гиростабилизатора, а также GPS-приемника с помощью специально установленного в каждый автомобиль одноплатного компьютера.
По состоянию на 23 октября 2017 года в исследовании приняли участие 78 водителей и 25 автомобилей. За время проведения эксперимента автомобили проехали почти 450 тысяч километров, а установленные на них камеры отсняли около трех с половиной миллиардов кадров. Поскольку такой объем данных сложно обрабатывать вручную, исследователи решили использовать для этого глубокое машинное обучение. С его помощью они смогли автоматически получать из «сырых» данных данные о состоянии водителя, его позе, состоянии автомобиля и окружающей обстановке, разбитой на сегменты, соответствующие объектам разных типов (дорога, тротуар, пешеходы и другое).
Точные сроки проведения исследования неизвестны. Исследователи считают, что данные, накопленные во время его проведения помогут производителям полностью или частично автономных автомобилей лучше понимать отношение людей к тем или иным аспектам их использования.
Изучением взаимодействия людей и беспилотных автомобилей занимаются и другие компании и исследовательские организации. Например, российская компания Cognitive Technologies, участвующая в разработке беспилотной техники, провела социологическое исследование для выявления моральных критериев поведения системы в критических ситуациях, а позже были опубликованы результаты похожего международного исследования.
Кроме того, специалисты Ford недавно протестировали систему для беспилотных автомобилей, позволяющую им сообщать окружающим о своих дальнейших маневрах. Интересно, что изначально компания начала исследование без публичных объявлений. О нем стало известно только после того, как жители американского города, в котором проводилось тестирование, стали замечать перемещение по городу автомобиля без водителя и пассажиров, а затем выяснили, что на самом деле за рулем машины сидел человек, одетый в костюм автомобильного кресла.
Григорий Копиев
Компания «КАМАЗ» представила полностью беспилотный гибридный самосвал «Юпитер-30», в котором нет кабины водителя. В нем используется гибридная силовая установка с двигателем внутреннего сгорания, вырабатывающим энергию для двух электродвигателей. После настройки и испытаний на полигоне компании прототип проверят работой в угольном разрезе на Кузбассе.