Домашний скот усилил имущественное расслоение в доисторических обществах

Американские антропологи выяснили, что имущественное неравенство в доисторических сообществах Старого света было более значительным, чем в обществах Северной и Центральной Америки. Согласно исследованию, опубликованному (1, 2) в Nature, это могло быть связано с тем, что в Евразии обитали крупные животные, которых древние люди одомашнили и начали использовать в сельском хозяйстве.

Чтобы понять устройство того или иного общества, антропологам важно знать, как в нем распределяется собственность и как возникает имущественное расслоение. Но исследовать экономическое неравенство в доисторических сообществах, от которых не осталось письменных источников, довольно затруднительно. Сложно найти переменную, которая достоверно отражала бы экономическое положение семьи в сообществах, существовавших далеко друг от друга и в разное время.

Хотя археологи находят в древних захоронениях артефакты, которые свидетельствуют о высоком социальном статусе их владельцев, возможно, по этим людям нельзя судить обо всем обществе. Места для захоронений могли быть «зарезервированы» только для богатых людей. Предметы, которые ученые находят в жилищах древних людей, тоже, по-видимому, не отражали их экономическое положение. Во-первых, не всегда понятно, насколько та или иная вещь ценилась в исследуемом обществе, а во-вторых, если древние люди переселялись с места на место, они наверняка забирали часть своего имущества.

Исследователи под руководством Тимоти Колера (Timothy Kohler) из Вашингтонского университета в качестве критерия благосостояния семьи использовали размеры дома. Ранее ученые показали, что этот параметр можно использовать, как универсальный. У бедных людей в разных обществах дом был меньше, чем у состоятельных.

Авторы работы сравнили размеры домов в 63 сообществах, существовавших в Европе, Азии и Африке в период от 11 до двух тысяч лет назад, и в Северной и Центральной Америке в период с трех тысяч до трехсот лет назад. Это были сообщества охотников-собирателей, земледельцев и смешанные группы. Исследователи рассчитали для каждого древнего общества коэффициент Джини — статистический показатель степени расслоения общества по отношению к изучаемому признаку (в данном случае, к размеру домов) и сравнили их между собой.

Оказалось, что имущественное расслоение среди земледельцев было сильнее, чем среди охотников-собирателей. Также на усиление неравенства влияли увеличение численности и иерархическое устройство общества. По словам исследователей, эти результаты были ожидаемыми и понятными: в оседлых сообществах больше возможностей обзавестись собственностью, чем у кочевых охотников-собирателей. Также понятно, что в больших группах люди чаще будут соперничать между собой, и в автократических обществах, уровень расслоения будет выше.

Но исследователи получили и неожиданные результаты. В обществах Старого света имущественное неравенство в определенный момент резко выросло и продолжило расти, а в обществах, живших в Новом свете, оно осталось практически без изменений. Даже в крупнейшем городе Мезоамерики, столице ацтеков Теночтитлане, размеры домов знати и простых людей не слишком отличались друг от друга.

Авторы статьи предположили, что такая разница была обусловлена наличием в Старом свете крупных животных: коров, лошадей и буйволов, которых древние люди одомашнили и стали использовать в сельском хозяйстве. Они были не только способны вспахать куда больше, чем люди. Животные давали «вторичные» продукты — мясо и молоко; их можно было использовать в качестве тягловой силы или отдавать в аренду, зарабатывая на этом. В некоторых регионах, например, в Китае или на Ближнем Востоке, имущественное расслоение возникало из-за «ходячей еды» — овец, коз, свиней. У жителей Северной и Центральной Америки не оказалось «под рукой» животных, которых можно было бы одомашнить и задействовать в сельском хозяйстве (самым крупным домашним животным у них была собака), поэтому они были вынуждены справляться своими силами.

Антропологи отмечают, что провели только пилотное исследование. Чтобы получить полную картину, нужно изучить неравенство в обществах Южной Америки, где приручили лам и альпак, у народов Океании, и добавить в исследование больше сообществ из Африки и Южной Азии.

Ранее исследователи связали понижение социального статуса женщин в древнем Китае с одомашниванием как животных (коров и овец), так и растений (ячменя и пшеницы). Женщины в эпоху бронзы стали хуже питаться, чем их предшественницы в каменном веке, и у них появились болезни, вызванные недостаточным питанием в детстве.

Палеогенетики секвенировали ДНК из 20 останков бельгийских неандертальцев