Палеогенетики секвенировали ДНК из 20 останков бельгийских неандертальцев

Они жили около 49-39 тысяч лет назад

Палеогенетики отсеквенировали ядерную ДНК из 20 неандертальских останков, найденных на территории Бельгии. Оказалось, популяция поздних неандертальцев, обитавших на северо-западе Европы около 49–39 тысяч лет назад, была генетически более разнообразной, чем ранее описанные древние группы из алтайских пещер. Предварительные результаты этого исследования будут представлены на симпозиуме ISBA 10, который сегодня открывается в Тарту.

За последние годы палеогенетики достигли серьезного прогресса в исследованиях генетической истории неандертальцев. Среди прочего, ученые выяснили, что эти архаичные люди приходили на Алтай дважды. Останки представителей более ранней волны археологи обнаружили в Денисовой пещере, а их возраст — больше 100 тысяч лет. Анализ качественно прочтенных геномов (Denisova-5 и Denisova-17) из этого памятника свидетельствует о том, что у алтайских неандертальцев была низкая эффективная численность популяции, внутри которой практиковались близкородственные скрещивания.

Более поздняя популяция алтайских неандертальцев известна главным образом по находкам из пещер Окладникова и Чагырской. Недавно палеогенетики прочитали геномы 13 древних людей из этих двух памятников. Они не только установили родственные связи между некоторыми индивидами, но и выяснили, что поздние алтайские неандертальцы были патрилокальны и малочисленны. По оценкам исследователей, численность коллектива составляла не больше 20 человек (подробнее об этом исследовании читайте в нашем материале «Из клана Окладникова»).

На 10-м международном симпозиуме по биомолекулярной археологии (ISBA 10), который сегодня открывается в эстонском городе Тарту, Альба Боссомс Меса (Alba Bossoms Mesa) из Института эволюционной антропологии Общества Макса Планка представит доклад, посвященный генетической истории поздних неандертальцев, обитавших на северо-западе Европы около 49–39 тысяч лет назад. Для анализа ученые отобрали 24 фрагмента скелетов, обнаруженных на четырех бельгийских памятниках: Фон-де-Форе, Тру-Маргит, Гойе и Спи. В 20 из них сохранилось достаточное для исследования количество древней ДНК.

Благодаря хорошей сохранности геном одного неандертальца из пещеры Гойе (образец Goyet-Q56-1) ученые прочитали с высокой точностью — с 24-кратной средней глубиной покрытия. Это всего лишь пятый неандертальский геном, отсеквенированный столь хорошо, наряду с последовательностями ДНК двух древних людей из Денисовой пещеры (Denisova-5 и Denisova-17) и двух индивидов из Чагырской пещеры (Chagyrskaya-B) и пещеры Виндия (Vindija-33.19).

Предварительные результаты проведенного исследования указали на то, что неандертальцы из Бельгии были генетически более разнообразны, чем ранее изученные алтайские популяции из пещер Денисовой и Чагырской. В их геномах присутствует меньшее количество протяженных областей высокой гомозиготности, сопоставимое с тем, что наблюдалось в последовательности ДНК женщины из пещеры Виндия, жившей около 50 тысяч лет назад. Кроме того, ученые отметили, что им не удалось выявить родственников среди неандертальцев из Бельгии.

Ранее на N + 1 рассказывали, что палеогенетики прочитали с высокой точностью геномы одних из древнейших европейских сапиенсов, останки которых нашли в чешской пещере Златый кунь и немецкой пещере Ильзенхёле.

Из клана Окладникова