Генетики с высокой точностью прочитали геномы одних из древнейших европейских сапиенсов

Их останки нашли в пещерах Златый кунь и Ильзенхёле

Палеогенетики с высокой точностью прочитали два генома древних людей, живших в Европе в эпоху верхнего палеолита. Хорошо сохранившуюся ДНК удалось выделить из останков, найденных в чешской пещере Златый кунь и немецкой пещере Ильзенхёле. В геномах этих людей ученые обнаружили общие по происхождению блоки сцепления, свидетельствующие о том, что оба человека жили примерно в одно и то же время. Результаты исследования будут представлены на симпозиуме ISBA 10, который сегодня открывается в Тарту.

Хотя количество древних геномов измеряется тысячами, лишь небольшую их часть удалось прочитать с высокой точностью. Среди них выделяются качественно прочтенные последовательности ДНК денисовца и нескольких неандертальцев. При этом очень мало генетической информации о людях современного анатомического типа, живших в начале эпохи верхнего палеолита. На общем фоне выделяется геном одного из древнейших известных внеафриканских сапиенсов — древнего обитателя Западной Сибири (Усть-Ишимский человек), который умер около 45 тысяч лет назад. Благодаря превосходной сохранности ученые прочитали последовательность его ДНК с 42-кратной средней глубиной покрытия.

В 2021 году генетики опубликовали результаты анализа ДНК другого древнего человека нашего вида, чей геном претендует называться древнейшим. Он принадлежал женщине, останки которой нашли в чешской пещере Златый кунь. Изучив последовательность ее ДНК, ученые пришли к выводу, что она жила больше 45 тысяч лет назад. При этом с помощью радиоуглеродного анализа возраст находки подтвердить не удалось. Самая древняя из полученных датировок — примерно 34 тысячи лет. Совсем недавно исследователи реконструировали внешность этой женщины.

На открывающемся сегодня в эстонском городе Тарту 10-м международном симпозиуме по биомолекулярной археологии (ISBA 10) будет представлен доклад, посвященный дальнейшим работам с древней ДНК людей, живших в Европе в эпоху верхнего палеолита. Так, Арев Зюмер (Arev Sümer) из Института эволюционной антропологии Общества Макса Планка совместно с коллегами из Германии, Дании, США, Франции, Чехии и Швеции расскажет о геномах шести кроманьонцев.

Два из них исследователи прочитали с высокой точностью. Это геном женщины из пещеры Златый кунь, который первоначально секвенировали со средним покрытием 3,8 раза, а также последовательность ДНК еще одного человека, останки которого нашли в немецкой пещере Ильзенхёле (Тюрингия). Более того, из последнего памятника происходят кости еще четверых людей, геномы которых ученые прочитали с низким покрытием. По данным исследователей, останки из пещеры Ильзенхёле принадлежали людям, жившим между 46,8 и 42,2 тысячи лет назад, то есть в самом начале верхнего палеолита.

Ученые отметили, что все люди из памятника Ильзенхёле были генетически близки к женщине из пещеры Златый кунь, популяция которой, по-видимому, исчезла еще в верхнем палеолите. Более того, исследователи обнаружили, что в двух качественно прочтенных геномах присутствуют общие по происхождению блоки сцепления (IBD). Их длина позволяет говорить о том, что эти два человека жили примерно в одно и то же время. Кроме того, в этих геномах есть области высокой гомозиготности (ROH), указывающие на то, что люди происходили из популяции с низкой эффективной численностью, или же это свидетельствует об инбридинге.

Ранее на N + 1 рассказывали, как палеогенетики впервые с высокой точностью прочитали геном неандертальского мужчины. Древнюю ДНК прекрасной сохранности они извлекли из небольшой косточки Denisova-17, которую нашли в Денисовой пещере. Она принадлежала неандертальцу, жившему на Алтае около 110 тысяч лет назад.

Палеопатологи выявили тяжелейший случай множественного остеохондроматоза