Пшеницу и коров назвали виновниками низкого статуса женщин в Древнем Китае

Международная группа ученых предположила, что одомашнивание пшеницы и ячменя, а также коров и овец повлияли на социальный статус женщин в Древнем Китае. Женщины в бронзовом веке (~1700-221 годы до нашей эры) стали хуже питаться по сравнению со своими современниками-мужчинами и женщинами, жившими в каменном веке (~5000-2900 годы до нашей эры), у них появились заболевания, вызванные недостаточным питанием в детстве. Также женские захоронения эпохи бронзы были меньше, чем погребения мужчин того же периода, и в них археологи находили меньше погребальных даров, чем в могилах мужчин. Исследование опубликовано в Proceedings of Natural Academy of Sciences.

Неолитическая культура Яншао существовала на территории Центрального Китая примерно в 5000–2900 годах до нашей эры. Некоторые ученые полагают, что у яншаоских мужчин и женщин был равный социальный статус, так как в мужских и женских погребениях этой культуры археологи находят одинаковые погребальные предметы. Яншаосцы занимались земледелием, охотой, рыболовством, держали домашних животных — свиней и собак. Основной сельскохозяйственной культурой у них было просо, также они разводили рис, виноград и капусту.

В позднем каменном веке (в 2600–1900 годах до нашей эры) в Центральном Китае появились пшеница и ячмень. Примерно в это же время сюда завезли домашних коров и овец. После появления новых одомашненных растений и животных питание древних китайцев постепенно изменилось. Как показали исследования (1, 2) первобытных обществ в других частях планеты, обычно такие изменения сопровождались понижением социального статуса женщин. Однако, в письменных источниках древнего Китая сведений об изменении статуса женщин практически нет.

Знаменитый китайский философ бронзового века Конфуций (551–479 годы до нашей эры), который жил в период Восточного Чжоу (771–221 годы до нашей эры), в беседах с учениками помимо всего прочего говорил о том, как должны вести себя мужчины. Учение Конфуция было описано в тексте «Беседы и суждения». Женщины в этом произведении упоминаются только однажды, причем в негативном контексте: «неприятно иметь дело с женщинами, / женами и незначительными мужчинами, / слугами». Неизвестно было ли это высказывание связано с низким социальным статусом женщин во время правления династии Чжоу.

Авторы новой работы решили выяснить, изменился ли статус китайских женщин бронзового века по сравнению с женщинами каменного века. Они исследовали останки мужчин и женщин из захоронений времен династии Чжоу и культуры Яншао. Ученые провели изотопный анализ костей, чтобы определить рацион древних китайцев, и исследовали останки на предмет заболеваний, которые могли возникнуть из-за плохого питания в детстве. Также авторы статьи сравнивали, насколько отличались друг от друга погребения мужчин и женщин разных эпох.

Для изотопного анализа исследователи выбрали изотопы 13C и 15N. По соотношению изотопов углерода 12С / 13C можно понять, какие растения входили в рацион древних китайцев: просо, которое повышает содержание 13C в останках, или другие злаки, например пшеница или ячмень, понижающие содержание 13C в костях. Соотношение изотопов азота 14N / 15N в костях позволяет установить, питались ли люди продуктами животного происхождения.

Оказалось, что у мужчин и женщин культуры Яншао соотношение изотопов углерода и азота было примерно одинаковым, что говорит о схожей диете. Также исследователи подтвердили, что просо составляло основу рациона людей каменного века. В бронзовом веке китайцы ели больше других злаков (пшеницы или ячменя) и бобовых, а также употребляли в пищу мясо и молочные продукты. При этом в рацион женщин входила в основном растительная пища и, возможно, большое количество бобов, а продуктами животного происхождения питались по большей части мужчины. Из полученных результатов ученые сделали вывод, что во время правления династии Чжоу мужчины и женщины не делили семейную трапезу, а питались раздельно. Также изучение останков показало, что женщины бронзового века страдали костными заболеваниями, вызванными недостатком железа и витаминов в детстве. Это может свидетельствовать о том, что о девочках стали заботиться меньше, чем о мальчиках. Такое предположение подтверждается и тем, что разница в росте между мужчинами и женщинами бронзового века была больше, чем между мужчинами и женщинами каменного века.

О снижении социального статуса женщин свидетельствовали и захоронения эпохи правления династии Чжоу. В нескольких погребениях мужчин культуры Яншао часто не было погребальных даров, а в других захоронениях, как мужских, так и женских, были найдены небольшие предметы, например, артефакты из нефрита или бусины. В бронзовом веке могилы мужчин и женщин стали разительно отличаться друг от друга. В мужских гробницах нередко было несколько помещений и много погребальных предметов, а тело умершего помещали во внешний и внутренний гробы. Женские захоронения были гораздо скромнее — в гробнице была всего одна комната, внешние гробы отсутствовали, погребальные дары или отсутствовали, или были представлены единичными предметами.

По мнению авторов исследования и ухудшение рациона женщин по сравнению с мужчинами, и появление у них связанных с недостаточным питанием болезней, и «неравенство» с мужчинами даже после смерти, свидетельствуют о понижении социального статуса женщин бронзового века в Древнем Китае.

Ранее археологи

в Китае захоронение бронзового века, в котором тело умершего было «укрыто» своеобразным саваном из целых растений конопли.