Барсуки оказались не прочь заглянуть к соседям

Зоологи соединили методы отслеживания перемещения животных с помощью радиочастотной идентификации и методы обработки компьютерных данных, разработанных для отслеживания перемещения ценных предметов (например, в рамках безопасности хранения картин в галереях), и получили новую картинку социальной жизни барсуков. Комплекс их связей оказался гораздо сложнее, чем считалось раньше: выяснилось, в частности, что они не всегда держатся строго определенных территорий и часто совершают походы в соседние барсучьи городища. Работа опубликована в Methods in Ecology and Evolution.

Обыкновенный барсук (Meles meles) — всеядное млекопитающее из семейства куньих, которое, впрочем, предпочитает грызунов, лягушек и ящериц растительной пище. Иногда за одну охоту барсук добывает семьдесят лягушек и заедает их сотнями насекомых и дождевых червей. Перед зимним периодом вес барсука может достигать 34 килограммов. Это единственное кунье, впадающее в зимнюю спячку в холодных регионах, а на территориях с мягкими зимами оно активно круглый год.

Барсуки значительно преобразуют местность вокруг себя. Они роют огромные многоэтажные норы (городища), благодаря чему на этой территории меняется состав растений. Норы эти, кроме того, служат пристанищем другим животным — например, лисам и енотовидным собакам. Енотовидные собаки, например, часто залезают в теплые норы барсуков, чтобы поспать там в холодную ночь, практически, под боком у хозяев, причем просыпаются раньше них и вовремя удирают. Барсуки весьма агрессивны и могут разорвать незваного гостя на части, если обнаружат его.

До сих пор считалось, что барсуки очень территориальны и не выходят за пределы своих участков. Считалось также, что они живут в основном моногамными семьями, но недавние исследования показали, что почти половина барсучат появляется от отцов, живущих в других городищах. Это соответствует представлению о том, что млекопитающие на самом деле очень редко бывают моногамны, и известное на сегодняшний день исключение представляют лишь пять их видов (подробнее об этом вы можете прочитать в блоге редактора N + 1, которая ведет его из джунглей Перу).

Авторы новой работы в течение 13 недель наблюдали за барсуками на территории Великобритании, в Уитхемских лесах. Плотность населения барсуков там высока и составляет более 40 животных на квадратный километр. Всего на исследованной территории проживали 201 взрослый барсук и 53 барсучонка, которые входили в состав 23 социальных групп. Ученые поймали 32 взрослых барсука и навесили на них маячки. Метод радиочастотной идентификации позволил выяснить, где и в какое время находились эти барсуки. Такие маячки передают сигнал раз в 0,4 секунды, а время работы их батарейки составляет около двух лет.

Выяснилось, что по крайней мере 16 процентов времени барсуки проводили, взаимодействуя с барсуками из других социальных групп. От 20 до 100 процентов барсуков контактировали с соседями в течение каждой недели проекта. Внутри социальной группы взаимодействовали, в основном, самцы, а меньше всего друг с другом взаимодействовали самки.

Ученые отмечают, что использование маячков RFID и статистический анализ данных, который они применяли в своей работе (основанный на существующих методиках, разработанных для систем безопасности имущества), позволяют получать весьма детальные результаты. Для таких маячков необходимы станции, радиус работы которых составляет около 30 метров, зато они позволяют в точности сказать, где именно происходит взаимодействие животных.

Изучение распространения и характера социальных связей барсуков важно, в частности, для сельского хозяйства, поскольку они являются переносчиками возбудителя туберкулеза у крупного рогатого скота. А о том, как отдельных представителей этого скота они сами закапывают в землю целиком, можно прочитать здесь.

Люди недооценили вес ладоней