Археологи нашли в Северной Америке следы съеденного 10 тысяч лет назад картофеля

Исследователи из университета Юты выяснили, что жители Северной Америки употребляли картофель в пищу еще около 10,5 тысяч лет назад. Во время археологических раскопок ученые нашли на каменных жерновах этого возраста частицы картофельного крахмала. Исследование опубликовано в Proceedings of the National Academy of Sciences.

Частицы крахмала, найденные на каменных жерновах, позволяют археологам определить, когда древние люди стали есть дикие виды впоследствии одомашненных растений. Например, жители восточного Средиземноморья начали употреблять в пищу дикие ячмень и пшеницу около 23 тысяч лет назад, задолго до одомашнивания этих злаков. Древние китайцы стали есть дикие бобовые и ямс в период 23-19 тысяч лет назад, а культурные виды этих растений появились на тысячелетия позже. Археологи выяснили, что южноамериканские индейцы начали употреблять в пищу картофель около десяти тысяч лет назад, на территории современного Перу, хотя непонятно, были ли это одомашненные или дикие растения. Археологические данные согласуются с генетическими, согласно которым картофель был одомашнен на территории южного Перу.

Авторы нового исследования изучили крахмальные зерна, найденные во время археологических работ на юге штата Юта, США. Раскопки в местечке Норт Крик Шелтер (North Creek Shelter) велись с 2004 по 2008 год. За это время здесь были найдены многочисленные каменные орудия, ямы, выкопанные древними людьми, растительные семена и остатки фруктов, и кости животных. Также на месте раскопок были выявлены стратиграфические слои, соответствующие периоду 11 500-150 лет назад. Возраст органических останков определили радиоуглеродным методом, что позволило уточнить датировку стратиграфических слоев.

Ученые проанализировали около 200 каменных жерновов на предмет оставшихся на них органических остатков, и нашли на них более 300 частиц крахмала, принадлежавших к разным видам растений. Авторы исследования изучили их с помощью оптической микроскопии и нашли около 70 зерен крахмала, которые по размеру и форме соответствовали частицам Solanum jamesiiвида дикого картофеля, распространенного на юге США. Древнейшие каменные орудия с сохранившимися на них зернами S. jamesii были найдены в стратиграфическом слое возрастом 10 900-10 100 лет.

Ранее ученые показали, что южноамериканские индейцы с озера Титикака готовили и ели картофель, и возможно, выращивали культурные сорта этого растения 5400-3600 лет назад.

Трое детей из крупного кургана ямной культуры оказались девочками