Трое детей из крупного кургана ямной культуры оказались девочками

Генетики изучили останки из могильника Болдырево-4

Группа российских ученых исследовала останки трех детей, раскопанные несколько лет назад в Оренбургской области в кургане ямной археологической культуры. Генетический анализ показал, что все они были девочками, жившими около пяти тысяч лет назад и умершими в возрасте примерно шести лет. Учитывая пол, возраст и тяжелые заболевания, выявленные у двух детей, исследователи пришли к выводу, что эти люди обладали особым статусом в обществе ямной культуры. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Вестник археологии, антропологии и этнографии.

Примерно в 3300 году до нашей эры, то есть в эпоху ранней бронзы, в Понтийско-Каспийской степи появилась ямная археологическая культура. Свое название она получила благодаря особенностям погребального обряда — обычно носители этой культуры хоронили покойных в могильных ямах, над которыми возводили курганные насыпи. Широкую известность ямники получили несколько лет назад, когда палеогенетики выяснили, что миграция этих людей (или генетически очень близких) существенно изменила генофонд Европы. Более того, ученые предполагали, что с собой они принесли индоевропейские языки. Но в недавней работе лингвисты пришли к выводу, что не все европейские языки этой семьи связаны с миграцией ямников, а, возможно, только германские, кельтские, италийские и балто-славянские.

В 2019–2020 годах археологи исследовали курган-1 могильника Болдырево-4, который находится в Оренбургской области. Этот памятник представляет собой один из элитных и самых крупных курганов ямной культуры, выявленных в северной части Волго-Уралья. Среди прочего, здесь обнаружили два детских погребения, в которых лежали останки трех человек, умерших в возрасте около шести лет. Палеопатологическое исследование показало, что один из них скончался от метастатического рака, а другой, вероятно, страдал от цинги или болезни Моллера — Барлоу.

Нина Моргунова (Nina Morgunova) из Оренбургского государственного педагогического университета совместно с российскими коллегами продолжила исследовать эти детские останки. Ученые отобрали образцы всех трех индивидов для генетического анализа. Хотя ДНК в них сохранилась плохо, исследователям удалось выяснить, что все дети были девочками. При этом они не определили ни митохондриальные гаплогруппы, ни фенотипические признаки.

Помимо генетического анализа, исследователи также изучили изотопный состав стронция в костях и зубах детей. Судя по соотношению изотопов, один ребенок родился и, возможно, провел всю свою жизнь в регионе, где и был похоронен (или в районе с аналогичными геологическими и изотопно-геохимическими характеристиками). Двое других детей провели последние годы своей жизни в таких же условиях, при этом один из них первые месяцы после рождения, вероятно, жил на иной территории, что неудивительно, учитывая животноводческое хозяйство ямников.

Ученые отметили, что носители ямной культуры заметно реже устраивали женские погребения под курганными насыпями, чем мужские. По мнению археологов, вероятно, такой обряд совершался лишь в отношении избранных членов. Возможно, девочки из могильника Болдырево-4 унаследовали такой статус с рождения. Кроме того, исследователи отметили, что в обществе ямной культуры особый статус могли получить смертельно больные дети.

Ранее на N + 1 рассказывали, что антропологи обнаружили на костях пяти представителей ямной культуры изменения, характерные для всадников. Это позволило сделать вывод, что скотоводы перемещались верхом на лошадях уже пять тысяч лет назад.

В Румынии нашли ямника с искусственно деформированным черепом