Оригами-радиатор поможет охладить космические спутники

Исследователи из NASA и Университета Бригама Янга разработали дизайн складного радиатора для охлаждения малых искусственных спутников Земли. Об этом сообщается на сайте аэрокосмического агентства.

К малым искусственным спутникам относят космические аппараты, имеющие небольшой размер и вес — как правило, менее 500 килограмм. Они используются для выполнения самых разных задач, например для астрономических наблюдений, экологического мониторинга или тестирования технологий. Как и другие приборы на орбите вокруг Земли, такие спутники сталкиваются с проблемой сохранения и отвода тепла. Справиться с этой трудностью обычно помогают радиаторы охлаждения, однако они, как правило, плоские и тяжелые, что не позволяет устанавливать их на некоторые спутники, например CubeSat типа U, у которых длина стороны составляет всего десять сантиметров.

В качестве альтернативы, инженеры предложили дизайн объемного радиатора, который складывается и раскладывается по принципу оригами. Устройство будет контролировать уровень теплоотдачи, регулируя глубину складок: чем она выше, тем больше тепла будет поглощать прибор. Для того, чтобы радиатор мог менять свои параметры в режиме реального времени, исследователи планируют использовать материалы, чувствительные к изменению температур, например специальные сплавы с памятью формы.

Основным материалом для покрытия будет служить оксид переходного металла ванадия. Как показывают испытания, при температуре 67 градусов Цельсия оксид ванадия переходит из полупроводникового в металлическое состояние, что повышает его теплоотдачу. Однако создатели радиатора планируют снизить температурный «порог» с помощью напыления и атомно-слоевого осаждения тонких серебряных или титановых пленок на покрытие.

На сегодняшний день разработка находится только на начальном этапе развития. Тем не менее, исследователи говорят о том, что сочетание оригами-конструкции и оксида ванадия поможет создать эффективный радиатор для охлаждения малых космических аппаратов.

Сегодня малые спутники приобретают большую популярность (во многом из-за их низкой стоимости). Так, в 2015 году российские энтузиасты через Boomstarter

1,7 миллиона рублей на создание спутника для поиска и фотографирования на Луне различных спускаемых аппаратов, а компании NanoRacks и Made In Space

о совместной работе над проектом создания спутников прямо на борту Международной космической станции. Также недавно

новый гамма-спектрометр для спутников типа CubeSat.

Виновником аварии аэротакси VX4 оказалось крепление пропеллера