Рассказываем о новинках конференции NVIDIA GTC Europe 2018
Компания NVIDIA уже давно перестала ассоциироваться только с игровыми компьютерами и видеокартами и в последние несколько лет активно занимается исследованиями в области ускорения вычислений и развитием искусственного интеллекта. Ежегодно компания проводит конференцию GTC, совмещающую в себе выступления спикеров (например, генерального директора компании Дженсена Хуанга), постерную сессию и презентации новых технологических проектов. В частности, на европейской конференции, проходившей в этом году в Мюнхене, было представлено более 20 моделей общественного и личного транспорта, использующих решения от NVIDIA как для систем помощи водителю, так и для обеспечения полностью автономного вождения. Некоторые пока существуют лишь в виде концептов, на других можно даже прокатиться — ожидается, что большинство из них окажутся на дорогах в течение ближайших двух-трех лет. Мы съездили на конференцию, чтобы рассказать вам о самых интересных моделях.
Большое внимание при разработке и улучшении новейших транспортных систем уделяется общественному транспорту. Достаточно вспомнить, что еще Илон Маск, проектируя сеть подземных тоннелей Loop, отмечал, что приоритет в них будет отдан общественному транспорту, а не обычным автомобилям. Разумеется, будущее общественного транспорта видится проектировщикам беспилотным.
Начнем с самого занимательного и милого беспилотника на выставке — небольшого четырехместного шаттла без базовой системы управления: в автобусе Sedric от Volkswagen нет руля и педалей (как и кабины для водителя). Концепт-кар был представлен еще в прошлом году в Шанхае. После этого компания решила немного обновить дизайн и интерфейс своего минибаса, превратив его в школьный автобус: сам беспилотник стал желтым, а внутри появились интерактивные экраны (предполагается, что по пути в школу дети смогут смотреть обучающие материалы). Впервые концепт умного школьного автобуса показали в марте. Строго говоря, на полноценный автобус он не тянет из-за своих размеров, но поскольку Sedric изначально проектировался четырехместным, увеличивать его инженеры не планируют.
Другой автобус, разработка от Continental, — чуть большего размера: в нем умещаются шесть мест. Как и у Sedric, у CUbE нет базовой системы управления, инженеры и разработчики планируют сделать его полностью беспилотным. Концепт компании был протестирован на расширенном полигоне во Франкфурте летом 2017 года. Помимо базовой для беспилотника конфигурации с лидарами и компьютерным зрением, за работу которых отвечает платформа NVIDIA DRIVE, минибас Continental также оснащен системой Vehicle-to-X, позволяющей автомобилю принимать и анализировать сигналы светофоров.
Прокатиться удалось на автомобиле под управлением системы, разработанной австрийской компанией Virtual Vehicle на все той же платформе NVIDIA DRIVE. Эта система (на GTC ею был оборудован фургон Mercedes Vito) работает по принципу drive-by-wire и управляет автомобилем с помощью сервоприводов. Детище Virtual Vehicle имеет три режима управления: традиционный, упрощенный (с помощью джойстика) и полностью автономный, основанный на сети контролеров. Предполагается, что такой автомобиль в первую очередь подойдет людям с ограниченными возможностями, поэтому разработчики стремились к тому, чтобы облегчить водителю управление, а не добиться полной автономности. Во время демонстрации автомобиль самостоятельно ехал по заранее заданному маршруту под контролем водителя. Из-за этого о каком-то режиме автономности пока что, по словам разработчиков, речи не идет.
Также на GTC показали Elaine от Audi, но все еще в виде концепт-кара: впервые его подемонстрировали во Франкфурте в 2017 году. Примечательна модель тем, что у нее нет боковых зеркал: вместо них установлены камеры, проецирующие изображение на сенсорные экраны в дверях. У Elaine четвертый уровень автономности, а вдобавок — персональный помощник, способный запоминать самые частые маршруты. Также автомобиль синхронизируется с умной системой Audi Fit Driver — специальный браслет на запястье водителя мониторит его сердцебиение и движения. В случае, если автомобиль поймет, что водитель испытывает стресс, он может поменять режим вождения, настроить температуру в салоне и предложить дыхательную гимнастику.
Если говорить о личном транспорте, то отдельного внимания, конечно же, заслуживает беспилотник самой NVIDIA BB8 — тестовый автомобиль компании, на котором разработчики обучают и тестируют автономные системы. Строго говоря, BB8 существует и используется только в качестве тестового, «обкатного» транспорта. Впервые он был представлен еще в январе 2016 года: тогда автомобиль, обученный под руководством компьютера компании Drive PX на базе данных о поведении живых водителей на дороге, смог проехать по заданному маршруту по грунтовой дороге. Через год после этого компания выпустила новый, более мощный компьютер Xavier, благодаря чему увеличила производительность и способности системы своего автомобиля.
Еще одна интересная разработка компании — встроенная в автомобиль система распознавания лиц. Она работает как внутри машины, так и снаружи, благодаря чему в будущем разработчики надеются внедрить бесключевой доступ внутрь автомобиля, а также персонализацию управления им. Распознавание лиц разработано на базе технологии российской компании VisionLabs (она, кстати, работает — вполне эффективно — и в московском метро).
В этом году разработчики и инженеры улучшили работу беспилотника с помощью компьютера AGX Pegasus: BB8 впервые удалось проехать по оживленной автостраде (длина маршрута составила около 80 километров). Как сообщил генеральный директор NVIDIA Дженсен Хуанг, поездка BB8 — это не демонстрация прототипа, а то, что может быть доступно водителям уже сейчас.
NVIDIA также предоставляет AGX для разработки беспилотного транспорта и другим автомобильным компаниям. С помощью этого компьютера вскоре будет самостоятельно ездить транспорт Veoneer, Volvo и Continental.
NVIDIA неоднократно подчеркивала, что ее разработчики на первое место ставят безопасность и удобство вождения и поэтому исповедуют принцип открытости данных и процессов, используемых для обучения и тестирования беспилотных систем. Именно поэтому компания выпустила подробный отчет применении своих разработок в беспилотном транспорте. В частности, во многом из соображений безопасности обучение алгоритмов NVIDIA перенесено в виртуальную реальность, воссоздающую маршрут со всем его окружением и заданные погодные условия. Благодаря этому на реальные дороги выезжают уже обученные автомобили.
Наконец, стоит рассказать о еще одной разработке в области беспилотного транспорта — гоночных автомобилях. В рамках Формулы Е, специализирующейся на электрических автомобилях, должен состоятся Roborace — заезд на беспилотных гоночных автомобилях без кокпита. Пока неизвестно, когда пройдут первые гонки, но в 2016 году впервые был показан DevBot — прототип беспилотного гоночного автомобиля. В нем есть кабина пилота, и предназначен он для обучения. Финальный продукт, которому предстоит участвовать в беспилотных гонках, — это RoboCar, полностью беспилотный автомобиль, дизайном которого занимался Даниэль Саймон, придумавший светоциклы из фильма «Трон: Наследие».
Ну, и небольшой бонус: прототип беспилотной подметально-уборочной машины от немецкой компании Enway за работой.
Елизавета Ивтушок
Редакция выражает благодарность Ирине Шеховцовой и компании NVIDIA за помощь в подготовке материала.
Достроят его в конце 2025 года
На петербургском Балтийском заводе спущен на воду атомный ледокол «Якутия» — третий из пяти запланированных ледоколов проекта 22220, которые должны заменить в Северном ледовитом океане советские атомные ледоколы типа «Арктика» и «Таймыр». О спуске на воду сообщил телеграм-канал Балтийского завода. Ледоколы проекта 22220 (тип ЛК-60Я) разрабатывает конструкторское бюро «Айсберг». Главная их особенность и отличие от советских атомоходов — двухосадочность. На борту судов этого типа есть балластные цистерны. При работе в океане цистерны заполняются водой и осадка составляет 10,5 метра. Если нужно зайти в устье сибирской реки — например, Енисея — цистерны опустошаются и осадка уменьшается до 8,55 метра. В советское время для двух этих задач пришлось построить два типа атомных ледоколов. «Арктика» и ее «одноклассники» работали в океане, а «Таймыр» и однотипный с ним «Вайгач» благодаря малой осадке могли заходить в реки, где они встречали караваны судов для проводки по Северному морскому пути. На ледоколах проекта устанавливаются два водо-водяных реактора РИТМ-200 мощностью по 60 мегаватт. Перегрузка топлива для них требуется один раз в семь лет. Водоизмещение судна составляет 33,5 тысячи тонн при длине 173,3 метра и ширине 34 метра. Скорость ледокола — до 22 узлов (41 километр в час) по чистой воде. При проводке судов он сможет преодолевать лед толщиной до 2,9 метра. Первое судно проекта 22220 — атомный ледокол «Арктика» — было спущено на воду в 2016 году, а годом позднее на воду спустили судно «Сибирь», в 2019 году спустили на воду «Урал», а 2020 году «Арктику» официально включили в состав флота. «Якутия» была заложена на Балтийском заводе в конце мая 2020 года, спущена на воду 22 ноября 2022 года, а строительство планируется закончить в декабре 2025 года. Предполагаемый срок службы ледокола — 40 лет. На том же Балтийском заводе в 2018 году была построена плавучая атомная станция «Академик Ломоносов» с двумя реакторами электрической мощностью до 35 мегаватт каждый и тепловой — до 150 мегаватт. Сейчас она обеспечивает теплом и электроэнергией Чукотку.