Археологи рассказали новые подробности гибели монгольской армады у берегов Японии
В XIII веке победоносным монгольским армиям удавалось одерживать верх на пространстве от Хорватии до островов в Южном полушарии. В то же время все их попытки покорить сравнительно близкую Японию закончились лишь огромными потерями. Новые находки японских археологов во главе с Йошифуми Икедой (Yoshifumi Ikeda) из Университета Рюкю, кажется, способны пролить свет на причины этих необычных поражений. Открытие было сделано в рамках возглавляемого Икедой проекта по поиску следов монгольского флота методами подводной археологии.
Хубилай, ставший ханом Монгольской империи в 1260 году, задумался о покорении Японии сразу после того, как серией походов заставил Корею признать себя монгольским вассалом. В 1266-1272 годах он неоднократно посылал к японскому императору послов, которые так и не получили никакого ответа на предложения о признании вассалитета Японии. Параллельно с этим бакуфу (военное правительство, которому принадлежала реальная власть в Японии) распорядилось о подготовке самураев Кюсю к отражению нападения, а Хубилай с 1271 года начал готовить вторжение, для чего обязал корейских вассалов подготовить необходимые корабли и припасы.
В первом вторжении 1274 года участвовало 23 тысячи монголов, китайцев и корейцев, отправившихся к Японии на 300 больших и 400-500 малых судах. По размерам этот флот всего на четверть уступал испанской «Непобедимой Армаде» XVI века, собранной несколькими веками позднее и считавшейся крупнейшей десантной группировкой своего времени. Разгромив японцев на Цусиме и других островках, попутно уничтожив местных жителей, монголы подплыли к крупному острову Кюсю. Для высадки флоту нужен был большой залив, на роль которого была выбран залив Хаката (ныне – часть города Фукуока). Здесь монголы высадились и, несмотря на скорое прибытие крупных самурайских отрядов, закрепились.
Дальнейшее развитие событий по-разному излагается китайско-монгольской «Историей династии Юань» и японскими источниками. По японской версии, несмотря на то, что монголы широко применяли пороховое оружие – гранаты с бумажной или фарфоровой оболочкой, стрелы с миниатюрными пороховыми ракетками и подрывными зарядами, – японцы смогли решительно контрактовать и нанести монголам потери до половины личного состава. Китайская версия событий указывает, что японцы были отброшены, хотя и соглашается в том, что захватчики потерпели существенные потери. К вечеру начал подниматься ветер, и, опасаясь бури, монголы приняли решения собрать десант и отойти в открытое море. Это не помогло: мощный шторм потопил не менее 200 кораблей их флота, что и заставило командующего принять решение о возвращении.
Несколько лет Хубилай был занят завоеванием китайской империи Южная Сун. Но в 1279 году он одержал крупную морскую победу над превосходящими силами китайцев при Ямень, уничтожив флот и императора Южной Сун. После этого он решил в кратчайшие сроки взять реванш у Японии. В 1280 году хан повелел всего за год собрать намного более крупный флот. 900 из его кораблей должны были отплыть из северного Китая и Кореи, еще 3 500 – от устья Янцзы. Иными словами, он собрал вторую по размерам десантную флотилию в истории человечества, уступающую только использованной в 1944 году в первый день операции «Оверлорд». Из-за сжатых сроков для операции привлекались корабли, похожие на речные джонки, малых размеров и часто недостаточно прочные для штормов открытого моря.
Руководитель первой группы в 900 кораблей решил действовать самостоятельно, не дожидаясь прибытия запаздывавшей второй эскадры. 21 июня 1281 года его силы в составе 40 тысяч человек предприняли новую попытку высадки. Однако японцы готовились к такому развитию событий: они несколько лет подряд строили двухметровую каменную стену вдоль берега залива. Чтобы обогнуть ее, монгольскому войску пришлось высадиться на узкой полосе пляжа, размеры которого не позволяли развернуться в нормальные боевые порядки. К тому же в точку высадки тут же стали прибывать самурайские отряды.
В этот раз монголы также широко использовали пороховое оружие, бросая разрывные снаряды малой мощности с помощью пращей и широко применяли свои мощные композитные луки. Однако японцы обращали мало внимания на собственные потери и постоянно подтягивали новые силы, не давая монголам создать глубокий плацдарм и полноценно развернуть свои силы. После первого дня северная флотилия, посланная Хубилаем, была вынуждена отойти на острова Цусимского пролива, отделяющего Корею от Японии, где их постоянно тревожили японские пираты вако.
Лишь к 12 августа закончилось прибытие судов южной группы флота, после которого силы десантной группировки утроились. Однако 15 августа в проливе начался сильнейший тайфун, длившийся два дня и закончившийся гибелью четырех тысяч судов и 80 процентов личного состава монгольского флота. Этот тайфун впоследствии получил имя «ками-но-казе» (в более позднем чтении «камикадзе»), что буквально означало «ветер богов», хотя в настоящее время наиболее популярным вариантом перевода в русском является «божественный ветер», калька с английского перевода.
Вторая попытка захвата Японии была особенно опасна для ее защитников. Историки полагают, что имевшиеся в распоряжении защитников силы вряд ли превышали 60 тысяч человек: в боях принимали участие лишь самураи северного Кюсю, то есть основная часть страны не выслала сил для противостояния монголам. Значительной слабостью японцев было и то, что они вообще не знали плотного строя: каждый самурай участвовал в бою самостоятельно, командуя лишь своим небольшим отрядом. Так, Такезаки Суенага (Takezaki Suenaga), самурай наиболее отличившийся в обоих сражения в заливе Хаката, в собственноручно написанной повести о тех событиях с гордостью рассказывает, как нарушал приказы командиров: он ввязывался в бой до подхода основных сил и даже отказывался спешиваться в бою, лишь бы быстрее начать участие в схватке. Хотя подобное поведение, безусловно, характерно для самурайской культуры, трудно сказать, насколько такая тактика была эффективна в бою с основными силами монголов.
В 2011 году группе Икеды с помощью ультразвукового эхолота удалось обнаружить первый затопленный монгольский корабль. Участвовал ли он в первом или втором вторжении — пока не ясно. Находка была сделана в заливе Хаката на глубине 23 метра, при этом корпус корабля был покрыт метровым слоем ила. Судно оказалось довольно небольшим, с килем длиной всего 15 метров; доски его корпуса имели лишь 10 сантиметров в толщину при ширине 22,5 сантиметра каждая.
Теперь исследователям тем же методом удалось обнаружить второй корабль монгольского флота. Хотя киль его пока не найден, верхняя часть судна сохранилась лучше и впервые позволила составить общее впечатление о длине (20 метров) и ширине (6-7 метров) корабля. Судно нашли на глубине в 15 метров в 200 метрах от берега и в полутора километрах от первой находки. Благодаря толстому слою ила корабль довольно хорошо сохранился: удалось даже найти следы сероватой краски на поверхности деревянного корпуса. Рядом было найдено немало предметов китайской керамики XIII века и балластных кирпичей, что исключает принадлежность судна японским пиратам вако.
Параметры находки показывают, что монгольский флот, как это и указывалось в «Истории династии Юань», в значительной степени собирался в спешке. Хотя корабль и был разделен на водонепроницаемые отсеки (позаимствованные Западом лишь в XIX веке), его размеры существенно меньше тех, что традиционно использовали для плавания в открытом море. В среднем морские корабли в Китае того времени имели длину около 30 метров, а наиболее крупные достигали в длину 90 метров. По сообщению Марко Поло, они могли нести от 500 до 1 000 человек каждый, что резко отличало их от судов вторжения, подобных обнаруженному группой Икеды.
Основываясь на месте обнаружения находок, археолог относит их к флоту, пытавшемся осуществить второе вторжение. По историческим источникам известно, что среди судов нападавших были гиганты до 73 метров длиной – крупнее линейных кораблей Нельсона. Однако подавляющее большинство по размерам было ближе к находкам Икеды и несло на борту лишь по 30-40 человек.
В настоящее время исследователи продолжают подводные работы (полное извлечение судна пока не планируется), надеясь найти на нем различные виды грузов, включая оружие. Отмечается, что на обнаруженном в 2011 году корабле удалось найти лишь фарфор и отдельные стрелы. В то же время вторжение армад Хубилая, согласно письменным источникам, сопровождалось широким применением примитивных пушек и начиненных порохом гранат. Находка подобного оружия могла бы существенно расширить современные представления о том, какими именно средствами монголы располагали для завоевания соседних государств.
Икеда отмечает, что помимо этих двух находок эхолокация позволила обнаружить еще три точки морского дна, где могут находиться остатки кораблей вторжения. Однако пока работы в этих местах еще не начались. Исследователи подчеркивают, что обнаружение затонувших судов позволяет прояснить длительное время занимавший историков вопрос: можно ли доверять японским и китайским источникам, согласно которым главную роль в разгроме обоих вторжений сыграли сильные бури?
Дело в том, что сегодня тайфуны в районе между побережьем Южной Кореи и островом Кюсю весьма редки. Японская традиция приписывает их спасшему страну божественному вмешательству. Не удивительно, что длительное время историки считали такое объяснение монгольского поражения сильно мифологизированным. Две уже сделанные (и три предположительные) находки небольших плоскодонных кораблей монгольского флота существенно подкрепляют достоверность традиционной версии развития событий, долго вызывавшей столько сомнений.
Сейчас исследователи продолжают поиски, надеясь, что одна из еще не раскопанных находок может оказаться более крупным кораблем или нести значительное количество огнестрельного оружия, наиболее продвинутого из имевшегося в мире в XIII веке. Ранее в заливе Хаката удавалось найти якоря длиной до семи метров, что соответствует кораблям, по размерам намного превосходящим те, что археологам до сих пор удавалось обнаружить в этих местах.
Борис Александров
Американские археологи обнаружили почти целый детский череп древнейшей человекообразной обезьяны возрастом в 13 миллионов лет. Череп был найден в Кении в окрестностях озера Туркана еще три года назад, но статья в Nature с детальным описанием находки вышла только сейчас. Кратко об открытии сообщает Science.