Древние жители Южной Америки добыли крупного хоботного примерно 12,5 тысячи лет назад

Останки животного и временный лагерь охотников нашли в Чили

Археологи обнаружили в центральной части Чили новый памятник охотников-собирателей, живших около 12,5 тысячи лет назад. Помимо прочего, они раскопали кости представителя семейства гомфотериевых, на которых видны не только следы воздействия огня, но и порезы, сделанные каменными орудиями. Ученые предполагают, что открытый памятник представляет собой временный лагерь, разбитый на месте убийства и первичной разделки этого хоботного животного. Результаты исследования опубликованы в журнале PLoS ONE.

Среди современных ученых нет единого мнения о том, когда древние люди впервые пришли на земли, расположенные к югу от североамериканских ледниковых щитов. Сегодня с уверенностью можно говорить о том, что они сделали это как минимум 16–15 тысяч лет назад. При этом регулярно появляются свидетельства того, что это произошло на тысячи лет раньше. Например, в штате Нью-Мексико ученые нашли отпечатки человеческих ног, возраст которых, по их оценкам, составляет около 20–23 тысяч лет, причем редакция журнала Science посчитала подтверждение этого открытия одним из важнейших событий прошлого года (подробнее об этом читайте в блоге «Лекарства от ожирения, нейропрогноз погоды и грохот черных дыр»).

Древнейшие убедительные свидетельства присутствия охотников-собирателей в Южной Америке археологи обнаружили на памятниках Уака-Приета (Перу), Монте-Верде (Чили) и Арройо-Секо-2 (Аргентина), возраст которых составляет от 15,1 до 14 тысяч лет назад. Однако несколько лет назад ученые провели моделирование накопившихся радиоуглеродных дат и пришли к выводу, что в действительности люди оказались здесь немного раньше — около 15,5 тысячи лет назад.

Рафаэль Лабарка (Rafael Labarca) из Католического университета Чили совместно со своими соотечественниками, а также коллегами из Аргентины, Великобритании и Испании сообщил об открытии в 2019 году нового памятника Тагуатагуа-3, связанного с ранними жителями Южной Америки. Его обнаружили в центральной части Чили у берега некогда существовавшего озера Тагуа-Тагуа, которое осушили в XIX веке. Ранее в этой местности уже открыли два памятника конца эпохи плейстона — начала голоцена: Тагуатагуа-1 — небольшого лагеря, заселенного около 12,6 тысячи лет назад, и Тагуатагуа-2 — места, где примерно 11,6–11,3 тысячи лет назад забивали и разделывали представителей семейства гомфотериевых (Gomphotheriidae).

Радиоуглеродный анализ показал, что впервые люди посетили стоянку Тагуатагуа-3 около 12550–12440 лет назад, то есть примерно тогда же, что и другой лагерь из этой местности. От этого времени до наших дней сохранились остатки небольшого очага, большое количество костей различных животных, растительные остатки, а также 15 каменных артефактов. Среди последних выделяются скол из черного обсидиана, источник которого точно определить не получилось, но, возможно, он располагался примерно в ста километрах от памятника, а также скребок размером 49,4 × 37,6 × 12,4 миллиметра из кремневой породы, на поверхности которого ученые заметили красный пигмент — гематит.

Богатая коллекция остатков животных из памятника Тагуатагуа-3, среди прочего, включала фрагменты скелета, по-видимому, одного представителя семейства гомфотериевых, погибшего в возрасте 7–12 или 12,5–15 лет. На некоторых костях этого животного ученые обнаружили следы воздействия огня, кроме того, на поверхности трех хвостовых позвонков они выявили следы от каменных орудий. Следы огня также присутствовали и на остатках более мелких животных, включая грызунов, птиц, рыб и земноводных, как и порезы, которые удалось выявить на двух лопатках представителей семейства утиных (Anatidae) и на одной кости представителя отряда бесхвостых земноводных (Anura).

Исследователи предположили, что стоянка Тагуатагуа-3 представляет собой временный лагерь древних охотников-собирателей, возникший на месте убийства и первичной разделки туши крупного хоботного животного. При этом эти люди занимались здесь и другой деятельностью: перерабатывали и употребляли в пищу мелкую озерную фауну и растительные ресурсы, измельчали красный пигмент и так далее. Этнографические данные о пигмеях мбути говорят, что эти африканские жители тропических дождевых лесов после убийства слона или обнаружения его туши разбивали вокруг нее временный лагерь. К этому пиршеству могли присоединяться и другие родственные группы, которые непосредственно в самой охоте участия не принимали. Возможно, так вели себя и древние жители Южной Америки, но это всего лишь одна из гипотез.

Древние люди охотились на крупных млекопитающих и в более древние времена. Например, на неандертальской стоянке Ноймарк-Норд-1 ученые обнаружили свидетельства охоты на огромных прямобивневых слонов (Palaeoloxodon antiquus), масса которых могла достигать 13 тонн.

В море Лабрадор обнаружили последнее судно сэра Шеклтона