Новый вид змей из Саудовской Аравии закрыл пробел в распространении своего рода

Его родственники живут в Израиле и на юге Аравийского полуострова

Команда герпетологов, которую возглавил Фульвио Ликата (Fulvio Licata) из Университета Порту, описала новый вид неядовитых змей из семейства ужеобразных (Colubridae). В 2017-2023 годах исследователи проводили полевые работы в провинциях Хаиль, Табук, Медина и Мекка на западе Саудовской Аравии. Здесь они встретили несколько мелких змей, которые достигали 20,92–33,95 сантиметра в длину и отличались красноватой расцветкой с черной головой и шеей (за исключением одной самки-меланиста). Морфологический и генетический анализ показали, что эти рептилии относятся к неизвестному ранее виду из рода ринхокаламусов (Rhynchocalamus). Он получил название Rhynchocalamus hejazicus — в честь гор Эль-Хиджаз на западе Саудовской Аравии, где были обнаружены большинство особей. Как отмечается в статье для журнала Zoosystematics and Evolution, R. hejazicus находится в сестринских отношениях с R. dayanae из Южного Израиля и приходится близким родственником R. arabicus из Йемена и Омана. Таким образом, новый вид, шестой в роде Rhynchocalamus, закрывает пробел в его распространении между Левантом и югом Аравийского полуострова.

Ликата и его коллеги предполагают, что R. hejazicus является эндемиком Саудовской Аравии — но в теории также может встречаться в Иордании, Израиле и на Синайском полуострове. Здесь этот вид населяет засушливые биотопы на высоте 456–1610 метров над уровнем моря. Вероятно, эта змея ведет ночной образ жизни. Несмотря на то, что ареал R. hejazicus относительно невелик, авторы не считают, что данный вид находится под угрозой исчезновения, поскольку, он, в частности, способен жить по соседству с людьми.

Дикий самец гориллы прожил без одной руки одиннадцать лет