На наконечниках стрел эпохи неолита нашли остатки человеческого белка

Возраст артефактов составляет от восьми до девяти тысяч лет

Израильские ученые с помощью методов палеопротеомики исследовали восемь каменных наконечников стрел возрастом около восьми—девяти тысяч лет, которые археологи нашли в пустыне Негев на поселении Нахаль-Иссарон. На всех артефактах они выявили остатки древних белков, характерных для людей, газелей, коз, лисиц, даманов и сонь, а также ястребов-перепелятников и нильской акации. По мнению ученых, изученные артефакты, по-видимому, использовались в качестве наконечников стрел во время межгрупповых или межличностных конфликтов, на охоте, а иногда и для разделки туш животных. Кроме того, как сообщается в препринте, доступном в репозитории Research Square, на двух предметах сохранились вероятные остатки клея из смолы акации и козьего коллагена.

О функции тех или иных артефактов каменного века и даже более поздних эпох порой приходится только догадываться. Иногда разобраться в том, как древние люди использовали свои орудия, помогает экспериментально-трасологический метод, с помощью которого ученые исследуют макро- и микроследы износа на поверхности предмета и сравнивают их с повреждениями на эталонных орудиях. Например, недавно в рамках такого исследования археологи подтвердили, что с помощью 35-тысячелетнего выпрямителя с отверстиями, найденного в Германии, в эпоху верхнего палеолита вили веревки.

Дополнить наши представления о том, что делали люди различными орудиями, могут новые исследовательские методы, например, анализ фрагментов белковых молекул — палеопротеомика, с помощью которой ученые уже умеют, среди прочего, определять пол древних гоминин, устанавливать принадлежность к тому или иному таксону различных костных фрагментов, что, в частности, позволило выявить останки нескольких денисовцев и так называемой Денни — гибрида первого поколения от матери-неандерталки и отца-денисовца.

Стивен Розен (Steven Rosen) из Университета имени Бен-Гуриона совместно со своими коллегами из Израиля воспользовался методами палеопротеомики для изучения древних каменных артефактов. Ученые отобрали для анализа восемь орудий, которые, по всей видимости, использовались в качестве наконечников стрел. Эти предметы возрастом около восьми—девяти тысяч лет археологи обнаружили во время раскопок небольшого неолитического поселения Нахаль-Иссарон, которое находится в пустыне Негев.

Ученые обнаружили, что на поверхности всех артефактов сохранились остатки древних белков, характерных для людей (Homo sapiens), газелей-доркас (Gazella dorcas), домашних коз (Capra hircus), песчаных лисиц (Vulpes rueppellii), даманов Брюса (Heterohyrax brucei), болгарских сонь (Myommimus roachi), а также ястребов-перелятников (Accipiter nisus) и нильской акации (Acacia nilotica). Авторы отметили, что лишь на одном предмете сохранились пептиды, характерные только для одного вида, в то время как на всех остальных удалось выявить остатки белков, характерных для двух и более видов.

По словам исследователей, больше всего интригует, что на четырех наконечниках присутствовали фрагменты белков из человеческих костных (остеокальцин) и мышечных (миоглобин) тканей, а также из эритроцитов (гемоглобин). Это, по всей видимости, говорит о том, что стрелы использовались не только на охоте, но и во время межгрупповых или межличностных конфликтов. Другой интересный результат проделанной работы — это присутствие остатков белков ястребов-перепелятников на трех наконечниках, что указывает на систематическую охоту на этих хищных птиц. Поскольку их кости редко встречаются на археологических памятниках этого региона, исследователи предположили, что, возможно, древних людей интересовали в первую очередь когти и перья.

Археологи также обратили внимание на то, что на артефактах присутствовали фрагменты белков даманов, лисиц и сонь. Хотя вполне можно допустить, что на первых двух люди могли охотиться с помощью лука и стрел, это маловероятно в отношении сонь. Ученые предположили, что, вероятно, эти предметы также могли использоваться для снятия шкурок с животных, а не только в качестве наконечников стрел.

Кроме того, исследователи остановились на том, что на двух артефактах присутствовали остатки козьего коллагена и смолы нильской акации. Возможно, это говорит о том, что древние обитатели пустыни Негев использовали эти компоненты для изготовления клея, с помощью которого крепили наконечники к древкам. При этом пока нет свидетельств, что в эпоху неолита этот вид деревьев произрастал в Леванте. Если это действительно так, то это говорит о связях местных жителей с населением, проживавшим к западу от Синайского полуострова.

С помощью биомолекулярных методов ученые также в последние годы часто исследуют органические остатки, сохранившиеся в древней посуде. Например, недавно это позволило обнаружить одно из древнейших свидетельств молочного животноводства — остатки молока или молочных продуктов нашли в 8600-летней керамике из неолитического поселения Барджин-Хююк, которое расположено на северо-западе Турции.

В Греции нашли остатки древнейших в Европе молотильных досок