Коридор Маккензи оказался недоступен древнейшим американцам

Геологи отобрали образцы горных пород в коридоре Маккензи и провели космогенное датирование по бериллию-10. Оказалось, что коридор между Кордильерским и Лаврентийским щитами освободился ото льдов после максимума последнего оледенения лишь около 13,8±0,5 тысячи лет назад. Тем самым они подтвердили, что древнейшие жители Америки не могли использовать этот маршрут для продвижения из Берингии на юг и продвигались вдоль побережья Тихого океана. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Proceedings of National Academy of Sciences.

Долгое время считалось, что древнейшим населением Америки были носители археологической культуры Кловис, которая существовала в Северной и Центральной Америке около 13,5–10,8 тысячи лет назад. Однако последующие исследования показали, что люди оказались на континенте раньше, что породило так называемую концепцию «пре-Кловис». Уверенно можно говорить о том, что древние американцы оказались к югу от ледниковых щитов уже 16–15 тысяч лет назад. При этом часто появляются работы, в которых сообщается и о более древних находках. Так, в прошлом году палеоантропологии из Великобритании и США пришли к выводу, что следам человеческих ног в плейстоценовых отложениях в штате Нью-Мексико около 23–21 тысячи лет. Однако регулярно подобные открытия на этом континенте ставятся под сомнение, как это, например, произошло с древнейшей мексиканской стоянкой.

Помимо времени прибытия первых людей в Америку, долгое время ученые спорили относительно того, по какому маршруту проходили миграции. Одна из гипотез предполагала, что первыми американцами были носители верхнепалеолитической солютрейской культуры, которые прибыли в Новый Свет через Атлантику. Другая гипотеза предполагала, что люди мигрировали через Северную Азию и Берингию. Это впоследствии подтвердили не только археологи, но и генетики. Около 27—11/10 тысяч лет назад два континента связывал Берингийский перешеек — именно по нему люди могли перебраться в Америку. При этом исследователи, опираясь на палеоклиматические и палеоботанические реконструкции, полагают, что это вряд ли могло произойти ранее 23 тысяч лет назад.

Оказавшись в Северной Америке люди потенциально могли продвигаться на юг по двум маршрутам: один проходил вдоль побережья Тихого океана, второй лежал между Кордильерским и Лаврентийским ледниковыми щитами — так называемый коридор Маккензи. Однако недавние исследования показали, что в коридоре Маккензи наземная биота начала развиваться лишь около 12,5 тысячи лет назад, так как после отступления ледников около 15–14 тысяч лет назад территория долгое время продолжала оставаться под водой. В то же время ученые предполагают, что маршрут по тихоокеанскому побережью был доступен уже примерно 16 тысяч лет назад, но археологических памятников этого времени на нем нет — они могут находиться на дне океана.

Дилан Руд (Dyland Rood) из Имперского колледжа Лондона совместно с коллегами из Австралии, Великобритании, Канады и США решил уточнить время появления коридора Маккензи. Для этого геологи отобрали 34 образца породы на шести участках, крайние из которых расположены в 1200 километрах друг от друга, чтобы провести космогенное датирование по бериллию-10. Исследователи полагали, что эти образцы относятся ко времени между максимумом последнего оледенения (около 26,5–19 тысяч лет назад) и началом голоцена (около 11,7 тысячи лет назад).

Результаты исследования показали, что коридор между Кордильерским и Лаврентийским щитами на юге начал освобождаться ото льдов около 15,4±0,7 тысячи лет назад, на двух северных участках — около 14,8±0,7 тысячи лет назад, а в центральных районах — около 14,2±0,6 тысячи лет назад. Самые поздние датировки были зафиксированы на участках, расположенных в Британской Колумбии (56,1 градуса северной широты), где ледник отступил примерно 13,8±0,5 тысячи лет назад. Ученые отметили, что в расположенных в этом регионе озерах Чарли и Спринг свидетельства появления степной растительности и животного разнообразия относятся к 12,6 тысячи лет назад. Это предполагает, что коридор Маккензи полностью освободился от ледника примерно за 1,2 тысячи лет до того, как стал пригоден для миграции людей.

Ученые заключили, что коридор Маккензи не был доступен первым людям, оказавшимся в Америке. Поэтому их миграция проходила по тихоокеанскому маршруту. По данным исследователей, это событие произошло не позднее 15,6 тысячи лет назад.

Подробно прочитать о моделях заселения Америки можно в нашем материале «Колумбы каменного века».

В Египте раскопали мастабу времен Древнего царства