Ученые не смогли выбрать между двумя гипотезами заселения Америки

Археологи и генетики считают, что люди могли заселить Америку двумя путями, пройдя как по тихоокеанскому побережью Аляски, так и внутри континента по коридору между ледяными щитами. Имеющиеся на сегодняшний день археологические и генетические данные не позволяют сделать однозначный вывод и предпочесть одну из гипотез, говорится в Science Advances.

Согласно одной из основных гипотез заселения Америки, люди появились на континенте после окончания последнего ледникового максимума 19 тысяч лет назад. Это подтверждают генетические доказательства: анализ митохондриальной ДНК показал (1, 2), что переселенцы отделились от сибирских народов 25-18,4 тысяч лет назад, а 16-13 тысяч лет назад их генетическое разнообразие выросло. Согласно традиционному сценарию, мигранты из Северной Азии пересекли Берингов пролив по сухопутному перешейку, который периодически образовывался в последний ледниковый период. Но затем среди ученых снова начинаются разногласия. Во время последнего ледникового периода Аляска и бóльшая часть территории современной Канады были покрыты ледниковым щитом.

По другой гипотезе древние пересекли север континента по коридору между ледниками, который открылся 14-15 тысяч лет назад. Он существовал продолжительное время, так что там появились животные и растения и он стал доступен для миграции. Однако позднее был опубликован ряд исследований (3, 4) которые оспаривали эту гипотезу и приводили доводы в пользу другого пути, вдоль тихоокеанского побережья.

Группа исследователей из США, Канады и Австралии под руководством Бена Поттера (Ben A. Potter) из Аляскинского университета в Фэрбенксе и Дэвида Рейча из Медицинской школы Гарварда проанализировали археологические и генетические доказательства в пользу обеих гипотез. В том числе они изучили археологические сайты старше 10 тысяч лет на северо-востоке Сибири и в северной части Северной Америки, геологические и биологические образцы, которые свидетельствовали о существовании свободного ото льда коридора и существовании там вегетации, и генетические свидетельства разделения популяций.

Ученые пришли к выводу, что доказательства, которые существуют сегодня, не позволяют ни принять, ни отказаться ни от одной из двух гипотез. В частности, с одной стороны, на островах вблизи Тихоокеанского побережья Америки были найдены следы присутствия древних людей 12-13 тысяч лет назад. С другой стороны, древние жители Камчатки, Курильских островов и Приморья не занимались охотой на морских зверей и рыболовством до середины голоцена, (6-7 тысяч лет назад). В то же время в материковой части Канады были найдены разделанные около 13 тысяч лет назад лошадиные и кости, которые свидетельствовали о том, что и по коридору между ледяными щитами люди тоже шли. Так что пока, заключают авторы исследования, сделать однозначный вывод о том, как происходило переселение невозможно. Древние мигранты могли использовать и оба пути.

До недавнего времени существовали и другие версии переселения в Новый Свет. Например, приверженцы солютрейской гипотезы считали, что первыми переселенцами были европейцы — носители палеолитической культуры Солютре. Они пересекли Атлантический океан двигаясь вдоль кромки льда на примитивных лодках и охотясь на морских млекопитающих. Подробнее о различных моделях заселения Америки и современном взгляде на них вы можете прочитать в нашем материале «Колумбы каменного века».

«Интимная Русь. Жизнь без Домостроя, грех, любовь и колдовство»