Предки индейцев разделились на две группы по прибытии в Америку

Предки индейцев после того, как миновали Берингию и пришли в Северную Америку, вероятнее всего, двигались вдоль побережья Тихого океана и часть пути плыли на лодках. Они миновали ледяной щит и разделились на две группы: одна из них стала родоначальницей индейцев на востоке континента, другая — на западе Северной, в Центральной и Южной Америке. Пути передвижения и генетику индейцев проследили авторы двух статей, опубликованных в Science и Science Advances.

По традиционному сценарию заселения Америки, первые переселенцы пересекли Берингов пролив по сухопутному перешейку, который периодически образовывался в последний ледниковый период. Территорию современной Канады люди пересекли по коридору между двумя ледниковыми щитами, который открылся 14-15 тысяч лет назад. Но недавно исследователи показали, что он стал доступным для миграции на 1,5-2 тысячи лет позже, когда там появились животные и растения. И что, вероятно, древние мигранты попали в Америку другим путем, возможно, по берегу Тихого океана. К тому же традиционный сценарий опровергают археологи, которые обнаруживали стоянки возрастом 14-18 тысяч лет на юге Северной и в Южной Америке.

Американские геологи под руководством Тимоти Хитона (Timothy Heaton) из университета Южной Дакоты исследовали мелкие острова вдоль юго-западного побережья Аляски, чтобы выяснить, когда ледник отступил от побережья и могли ли первые американцы идти вдоль побережья. Ученые взяли образцы скальных пород на нескольких островах и проанализировали в них наличие изотопа бериллия-10 (10Be), чтобы определить, когда исчез ледниковый щит. Нестабильный изотоп бериллия-10 образуется в атмосфере из азота и кислорода и выпадает на землю с дождем или снегом. Период полураспада у него больше миллиона лет, поэтому он используется, в том числе, чтобы определить, сколько времени горная порода или почва находилась под открытым небом. Кроме того, исследователи откалибровали радиоуглеродную датировку 177 костей морских птиц и млекопитающих, которые ранее нашли на островах у берегов Аляски. Останки датировали в 1990-х годах, но в тот момент исследователи не сделали поправку на то, что животные питались рыбой и другими морскими обитателями, а это затрудняет радиоуглеродный анализ.

В результате ученые показали, что ледник отступил с побережья около 17 тысяч лет назад. Кости животных датировались разным временем в диапазоне от 45 тысяч лет до нашего времени, только в период 20-17 тысяч лет назад останков не было. По мнению исследователей, разрыв свидетельствует о том, что в это время побережье было покрыто ледником.

Авторы другого исследования из Кембриджа и Иллинойсского университета в Урбане-Шампейне под руководством доктора Тоомаса Кивисильда (Toomas Kivisild) и доктора Рипана Малхи (Ripan Malhi) проследили судьбу переселенцев уже после того, как они миновали ледниковый щит. Ученые проанализировали 91 геном древних индейцев, живших на территории современной Калифорнии и на юго-западе Онтарио. В качестве референтных они использовали геномы современных индейцев, живущих в разных частях Северной и Южной Америки, экскимосов и чукчей; а также ДНК древнего кенневикского человека и мальчика Анзик-1, представителя кловисской культуры.

Оказалось, что ранее 13 тысяч лет назад переселенцы разделились. Часть из них отправилась на восток. Генетически они оказались родственны кенневикскому человеку и современным алгонкинам, живущим в центральных и восточных частях Канады и США. Другая группа пошла на юг — как показал генетический анализ, древние переселенцы и Анзик-1 генетически похожи. Однако потом популяции опять воссоединились: современные жители Центральной и Южной Америки оказались генетически похожи и на «восточную», и на «южную» группы. Как считают авторы статьи, разделение и соединение популяций могло произойти неоднократно в Северной Америке, либо одна группа последовала за другой в Южную Америку и они объединялись и расходились уже на этом континенте.

Дискуссии о том, как древние люди оказались в Америке не утихают уже долгое время, подробнее о теориях заселения Америки и подтверждающих (или опровергающих) их доказательствах читайте в нашем материале.

Генетики прочитали 20 геномов освобожденных африканцев с острова Святой Елены