Жившие в XIX веке люди происходили с запада Центральной Африки
Палеогенетики проанализировали ДНК 20 человек, умерших в середине XIX века на острове Святой Елены. По всей видимости, останки принадлежали так называемым освобожденным африканцам, которые, судя по геномам, происходили из западных районов Центральной Африки. Наиболее близкие к ним популяции проживают сегодня в Габоне и Анголе. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале The American Journal of Human Genetics.
На протяжении примерно 400 лет (XVI–XIX века) процветала трансатлантическая работорговля. За это время из Африки в Новый Свет и Европу вывезли около 17 миллионов человек, около 12,5 из которых отправились в Америку, что представляет собой крупнейший акт депортации в истории. На груженых товарами кораблях европейцы отправлялись к берегам Западной Африки, где обменивали их на обращенных в рабство африканцев, многие из которых погибали еще во время перехода через океан из-за антисанитарии и тесноты. Среди европейских стран больше всего в этот процесс были вовлечены Испания, Португалия, Нидерланды, Англия и Франция.
Особое место в истории работорговли отводится острову Святой Елены, куда долгое время завозили африканцев для сельскохозяйственных работ. Однако в 1840 году британцы организовали здесь военно-морскую базу, в задачи которой входила борьба с вывозом африканцев за океан. В период между 1840 и 1867 годами британцы высадили на острове около 27 тысяч освобожденных с невольничьих судов людей, большая часть из которых впоследствии отправилась в Южную Африку, Карибский бассейн или Южную Америку, где они трудились в качестве наемных работников. Небольшой части африканцев разрешили остаться на острове Святой Елены.
Марсела Сандоваль-Веласко (Marcela Sandoval-Velasco) из Копенгагенского университета совместно с коллегами из Великобритании, Дании, Исландии, Мексики, Швейцарии, Швеции с помощью методов палеогенетики решила установить происхождение людей, похороненных в XIX веке в безымянном некрополях, которые раскопали в 2007–2008 годах во время строительства аэропорта на острове Святой Елены. Исторические свидетельства указывают на то, что подавляющее большинство этих людей происходили из западных районов Центральной Африки. Еще часть — с южного побережья Западной Африки и порта Келимане (современный Мозамбик).
В общей сложности археологи раскопали 178 погребений, содержащих останки 325 человек, которые умерли в середине XIX века. Для генетического анализа ученые отобрали зубы 63 человек: 32 взрослых мужчин, 16 взрослых женщин и 15 подростков, чей пол антропологическими методами установить не удалось. Однако не все образцы содержали достаточное количество ДНК — исследователи секвенировали ее с низким покрытием (в среднем от 0,1 до 0,5 раза) только из 20 зубов.
Проведенные анализы показали, что 17 из 20 геномов принадлежали мужчинам, причем пол всех 16 взрослых людей соответствовал антропологическому определению. Из четверых подростков трое оказались мальчиками, а один — девочкой. Во всей выборке не нашлось ни одного биологического родственника первой или второй степени.
По материнской линии все исследованные люди принадлежали к разным вариантам гаплогруппы L, из которых самым распространенным оказался L2a1f, часто встречающийся в западных районах Центральной Африки. Предполагается, что гаплогруппа L2a1f возникла на этих землях около 5000 лет назад, откуда она распространилась на юг во время миграции банту. Все мужчины, за исключением одного, оказались носителями Y-хромосомной гаплогруппы E1b1a1, которая наиболее распространена к югу от Сахары и также связана с расселением банту. Кроме того, один человек был носителем гаплогруппы B2a1a1a1, которая также широко распространена к югу от Сахары, в частности, среди некоторых популяций Камеруна.
Дальнейшее исследование, включая метод главных компонент, анализы ADMIXTURE и wIBS, показало, что люди с острова Святой Елены больше всего генетически похожи на современных бантуговорящих жителей западных районов Центральной Африки, особенно на популяции, населяющие Анголу и Габон. Кроме того, ученые исключили, что часть людей могла происходить из тех же групп, что и современные популяции Камеруна и Мозамбика.
Ранее на N + 1 рассказывали, как палеогенетики исследовали останки 36 людей из американского города Чарльстон, которые, видимо, принадлежали рабам. Они прочитали митохондриальную и ядерную ДНК 31 человека и выяснили, что большинство индивидов происходили из Западной Африки и западных районов Центральной Африки.
На это указал анализ стабильных изотопов стронция
Группа ученых исследовала 52 человеческих зуба, которые принадлежали 44 индивидам, жившим в Иерихоне в эпоху докерамического неолита A и B. Судя по изотопам стронция, всего лишь два человека провели свое детство в регионах с иными геологическими и изотопно-геохимическими характеристиками, чем в Иерихоне и его окрестностях. Кроме того, анализ белков в зубной эмали показал, что большинство проанализированных останков принадлежали мужчинам (n = 7), включая обоих индивидов неместного происхождения. Результаты исследования опубликованы в журнале Scientific Reports. Не позднее X тысячелетия до нашей эры начался один из поворотных моментов в человеческой истории — неолитизация, то есть переход от присваивающего хозяйства (охота, собирательство и рыболовство) к производящему (земледелие и животноводство). На Ближнем Востоке этот процесс происходил в регионе, который получил название Плодородный Полумесяц, откуда затем сельское хозяйство распространилось в Северную Африку, Европу и другие уголки Евразии. Сначала здесь окультурили зерновые и бобовые растения, а затем и одомашнили животных (коз, овец, свиней и коров). Самый ранний этап эпохи нового каменного века в Плодородном полумесяце называют докерамический неолит, который делится на фазы A, B и C. Основу современных представлений об этом периоде заложили раскопки знаменитого поселения Иерихон (Тель-эс-Султан), которое находится на Западном берегу реки Иордан (Палестина). Археологические исследования показали, что люди начали здесь селиться еще во времена охотников-собирателей позднего этапа натуфийской культуры (около 10,5–8,5 тысячи лет до нашей эры). Эпоха докерамического неолита характеризуется здесь началом выращивания растений, строительством крупных сооружений (башни и оборонительной стены), захоронениями покойных под полами домов и рядом других культурных аспектов. Группа ученых из Германии, Китая, США, Турции и ЮАР во главе с Филиппом Штокхаммером (Philipp Stockhammer) из Института эволюционной антропологии Общества Макса Планка проанализировала изотопный состав стронция, кислорода и углерода в эмали 52 зубов, которые принадлежали 44 индивидам из Иерихона. Трое из них жили в эпоху докерамического неолита А, а все остальные — в эпоху докерамического неолита B. С помощью этих анализов исследователи решили разобраться, чем питались эти люди и какое среди них может быть минимальное количество людей неместного происхождения. Ученые отметили, что коллаген в изученных зубах сохранился плохо, поэтому они не смогли выяснить, чем питались эти люди, а также провести прямое радиоуглеродное датирование. Кроме того, им также не удалось отсеквенировать достаточное для анализа количество древней ДНК. Поэтому, чтобы определить пол индивидов, они изучили в зубной эмали изоформы амелогененина — белка, который кодируется генами AMELX и AMELY, расположенными на X- и Y-хромосомах. Оказалось, что в выборку попало заметно больше мужчин, чем женщин — 27 против 17. По мнению исследователей, это может объясняться простой случайностью при отборе антропологического материала, или же это следствие особенностей местного погребального обряда. Соотношение стабильных изотопов стронция указало на то, что как минимум двое проанализированных мужчин провели свое детство в другом регионе, который отличается по геологическим и изотопно-геохимическим характеристикам. Причем один из них, судя по всему, дважды сменил место жительства в детском возрасте. Ученые также обратили внимание на то, что все женщины, вероятно, были местными. Это особенно интересно, поскольку ранее палеогенетики выявили, что на двух других левантийских памятниках этого времени (Баджа и Баста) практиковались браки между достаточно близкими родственниками. Это же было характерно и для Иерихона в позднем докерамическом неолите B. Ранее на N + 1 рассказывали, что биоархеологи проанализировали изотопный состав 99 зубов, найденных на анатолийских памятниках Пынарбаши, Бонджуклу и Чатал-Хююк и охватывающих продолжительный период от эпипалеолита до керамического неолита. Оказалось, что подавляющее большинство исследованных людей выросли в том же районе, где нашли их останки.