Археологи раскритиковали статью о древнейшей стоянке человека в Мексике

Археологи раскритиковали статью, опубликованную в Nature, в которой сообщалось об обнаружении древнейшей стоянки человека в Мексике, занятой около 31–33 тысяч лет назад. По мнению оппонентов, каменные предметы, выдаваемые за орудия труда, на самом деле возникли в результате естественных геологических процессов. Критика опубликована в журнале PaleoAmerica.

В последние несколько десятилетий в научной литературе развернулась дискуссия о времени начала колонизации Америки, причем выдвигаемые гипотезы напрямую противоречат друг другу. Долгое время считалось, что первые жители Нового Света были носителями археологической культуры Кловис, которая существовала в Северной и Центральной Америке в промежутке между 13,5 и 10,8 тысячами лет назад. Однако последующее накопление материалов позволило существенно сдвинуть нижнюю границу прибытия человека. В то же время многие критики указывают, что подобные гипотезы строятся в основном на сомнительных находках.

В 2020 году N + 1 рассказывал об исследовании, результаты которого археологи опубликовали в журнале Nature. В статье сообщалось, что ученым удалось обнаружить в высокогорной пещере в Мексике около 1900 каменных артефактов, часть из которых происходила из культурного слоя возрастом около 31–33 тысяч лет, что было подтверждено радиоуглеродным и термолюминисцентным методами. Этот результат подтверждал гипотезу, что древние люди оказались в Америке, в том числе в Центральной, еще до последнего ледникового максимума.

Джеймс Чаттерс (James Chatters) из научно-исследовательского агентства Applied Paleoscience совместно с 19 учеными из Великобритании, Китая, Мексики и США раскритиковал опубликованную в прошлом году статью, посвященную каменным орудиям из пещеры Чикиуте. Археологи отметили, что в качестве базовой гипотезы, когда археологический контекст неоднозначен, необходимо предполагать, что находки представляют собой результат естественных геологических процессов, а этого авторы исследования не сделали.

Ученые подчеркнули, что доказательство присутствия человека в Мексике во времена, предшествующие последнему ледниковому максимуму, строится на каменных предметах, 15 фотографий которых они опубликовали и отнесли к разным типам орудий труда. Предметы были изготовлены из известняка, который, по утверждениям авторов, отсутствует в пещере. Кроме того, техника изготовления этих орудий не была похожа ни на одну известную американскую традицию и якобы оставалась неизменной в течение 20 тысяч лет.

Критики использовали в своем исследовании исключительно фотографии с высоким разрешением и приведенные в статье данные, не осматривая коллекцию находок лично. Археологи отметили, что первоначально в пещере было отобрано приблизительно 23800 каменных предметов, из которых лишь около восьми процентов были признаны артефактами, причем протокол отсева описан не был. Стратиграфия отложений, по мнению критиков, указывает на то, что климатические изменения могли вызывать в пещере обрушения камня. Кроме того, раскопки проходили глубоко в пещере, хотя люди, как правило, для изготовления орудий выбирают площадку у входа, где есть естественное освещение.

Обнаруженные в пещере фаунистические материалы также не характерны для стоянки древних людей, так как вместо костей крупных травоядных животных археологи нашли останки псовых, кондоров, кроликов, воробьиных, медведей и летучих мышей. Критики отметили, что не может служить также доказательством присутствия человека наличие в культурном слое серы, фосфора, цинка, а также некоторых органических соединений, которые могли быть, например, результатом деятельности плотоядных животных.

Вызвало сомнение также использование известняка для изготовления каменных орудий, когда поблизости присутствуют другие более качественные материалы. Критики отметили, что в достаточно труднодоступной пещере отсутствуют и остатки очагов. По их мнению, представленные псевдоартефакты — это результат естественных геологических процессов.

Ранее на N + 1 рассказывали, что палеоантропологи обнаружили в штате Нью-Мексико 61 хорошо различимый отпечаток человеческих ног возрастом около 21–23 тысяч лет назад. Подробнее узнать о том, почему ученым придется отказаться от общепринятой модели заселения Америки, можно в нашем материале «Колумбы каменного века».

В Испании нашли убитых в раннем бронзовом веке мужчин