Древние люди наследили в Нью-Мексико во время последнего ледникового максимума

Палеоантропологи из Великобритании и США обнаружили в плейстоценовых отложениях в штате Нью-Мексико 61 хорошо различимый отпечаток человеческих ног. Радиоуглеродная датировка по палеоботаническим образцам показала, что следы были оставлены около 21–23 тысяч лет назад, что делает их достоверным свидетельством пребывания человека в Америке во время последнего ледникового максимума. Статья опубликована в журнале Science.

Америка стала последней частью света (за исключением Антарктиды), которую заселил человек. Однако хронология этого процесса остается достаточно дискуссионной. На протяжении долгого времени самые древние жители Нового Света связывались с культурой Кловис, которая существовала в Северной и Центральной Америке в промежутке между 13,5 и 10,8 тысячи лет назад. Однако по мере накопления археологического материала в течение XX века стало ясно, что человек, видимо, прибыл в Америку раньше — это породило концепцию «пре-кловис», датировки которой разнятся.

В 2020 году исследователи обобщили собранные данные и предложили концепцию, что Америку заселяли несколько раз. Первые поселенцы достигли нового континента около 30 тысяч лет назад. Вторая волна проходила во время последнего ледникового максимума и генетически связана с жителями палеолитической стоянки Мальта в Сибири. Третья волна относится уже к первому гренландскому межледниковью (около 14,9–16,7 тысячи лет назад). Однако далеко не все исследователи принимают такую концепцию, так как достоверных следов раннего пребывания человека в Америке остается не очень много.

Мэтью Беннетт (Matthew Bennett) из Университета Борнмута совместно с учеными из США представил результаты раскопок, проведенных в национальном парке Уайт-Сандс в штате Нью-Мексико. Палеоантропологи обнаружили отпечатки человеческих ног на нескольких стратиграфических горизонтах, в которых также находились ботанические остатки.

В отложениях, сформированных озерными глинами и илом, ученые зафиксировали 61 человеческий след, а также несколько отпечатков, оставленных хоботными животными и собаками. Следы человека хорошо различимы и на них видны отпечатки пяток, продольных сводов стопы, а также подушечек пальцев. Большинство отпечатков оставили дети и подростки.

Ученые провели радиоуглеродную датировку обнаруженных в отложениях остатков (n = 11) водного растения рода руппии (Ruppia). Ее результаты показали, что следы были оставлены в промежутке между 22,86±0,32 и 21,13±0,25 тысячи лет назад. Тем самым палеоантропологи пришли к выводу, что на юго-западе США люди жили уже во времена последнего ледникового максимума.

Ранее на N + 1 рассказывали, что Америку могли заселить люди еще во время последнего ледникового максимума или даже незадолго до него, однако далеко не все ученые с этим согласны. Подробнее узнать о том, почему исследователи не спешат отказаться от общепринятой модели, можно в нашем материале «Колумбы каменного века».

В погребальных урнах позднего бронзового века нашли останки женщины и ребенка