Оно затонуло в 1962 году
Исследователи обнаружили в море Лабрадор затонувшее в 1962 году судно «Квест», на котором 40 годами ранее умер известный полярный путешественник сэр Эрнест Шеклтон во время своей последней антарктической экспедиции. Об открытии сообщается в пресс-релизе Канадского королевского географического общества.
Сэр Эрнест Шеклтон (1874–1922) — один из самых известных полярных путешественников начала XX века, принимавший участие и организовавший несколько экспедиций. Среди прочего, под его началом в 1914 году стартовала Имперская трансантарктическая экспедиция, целью которой было пересечь по суше всю Антарктиду. Однако этим планам было не суждено сбыться: еще в конце 1914 года его судно «Эндьюранс» столкнулось с плотными льдами и начало дрейфовать, а в конце следующего года — затонуло. При этом самому экипажу удалось спастись. Современные исследователи неоднократно предпринимали попытки найти обломки «Эндьюранса» и в конце концов в 2022 году обнаружили его в море Уэдделла на глубине более трех километров.
В 1921 году Шеклтон начал свою третью и последнюю самостоятельную антарктическую экспедицию, в которую он отправился на приобретенном и дооснащенном небольшом норвежском китобойце длиной 33 метра и водоизмещением 214 тонн, получившем название «Квест». Однако еще на пути к Антарктиде экспедиция столкнулась с рядом проблем, которые нарушили первоначальные планы. Тем не менее в начале января 1922 года команда достигла Грютвикена — поселка, расположенного на острове Южная Георгия, где и скончался 47-летний Шеклтон, у которого случился очередной сердечный приступ. Остальной экипаж впоследствии продолжил плавание (хотя первоначальные цели экспедиции достигнуты не были) и благополучно вернулся в Англию.
После смерти Шеклтона судно «Квест» вернули в Норвегию, где оно принимало участие в исследовательских и спасательных миссиях, а также в качестве судна для тюленьего промысла, во время которого оно и затонуло в 1962 году недалеко от берегов Ньюфаундленда и Лабрадора. И вот спустя более чем полвека Канадское королевское географическое общество сообщило, что команда исследователей из Великобритании, Канады, Норвегии и США, среди которых были океанографы, историки и дайверы, обнаружила судно «Квест» на дне моря Лабрадор. По их словам, данные, полученные с помощью гидролокатора, точно соответствуют известным конструктивным особенностям и размерам этого судна. Среди прочих, в экспедиции принимали участие норвежец Торе Топп, семье которого принадлежал «Квест» в 1923–1962 годах, а также Ян Хоецкий — внук Джона Роуэттера, благодаря которому Шеклтон сумел приобрести у норвежцев это судно.
В 2014 и 2016 годах недалеко от берегов Канады нашли еще два известных судна — «Эребус» и «Террор», на которых в 1845 году стартовала полярная экспедиция Джона Франклина. С тех пор ученые периодически сообщают о находках, сделанных во время обследования этих обломков. Например, недавно на борту «Эребуса» они обнаружили сундук с пистолетами и удочку с латунной катушкой, а также набор чертежных инструментов.
Его замурованные останки лежат в итальянской пещере
Испанские и итальянские палеоантропологи во главе с Карлосом Лоренсо (Carlos Lorenzo) из Каталонского института палеоэкологии человека и социальной эволюции (IPHES) и Джорджио Манци (Giorgio Manzi) из Римского университета Ла Сапиенца впервые описали строение полости носа архаичного человека из памятника Ламалунга. Они проанализировали цифровую модель части черепа раннего неандертальца, построенной по высококачественным фотографиям и снятым с помощью зондов видео, так как останки этого индивида до сих пор замурованы в натечные образования в итальянской пещере. Исследователи пришли к выводу, что носовая полость этого индивида мало чем отличалась от таковой у людей современного анатомического типа. Как сообщается в статье, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences, по крайней мере у популяции ранних неандертальцев, к которой принадлежал индивид из окрестностей Альтамуры, отсутствовали адаптации носа к условиям европейского холодного климата, которые гипотетически предполагались для «классических» неандертальцев.