Исследователи из Фонда морского наследия Фолклендских островов объявили о возобновлении поисков корабля «Эндьюранс», затонувшего в 1915 году у берегов Антарктиды во время полярной экспедиции Эрнеста Шеклтона. Команда рассчитывает на подготовленный южноафриканский ледокол «Агулхас II» и подводные поисковые аппараты Saab Sabertooth. Старт экспедиции планируется в начале 2022 года. О проекте сообщает The Guardian.
В 1914 году сэр Эрнест Шеклтон в рамках Имперской трансантарктической экспедиции предпринял попытку первого сухопутного пересечения Антарктиды. Экипаж снаряженного корабля «Эндьюранс» в составе 28 человек вышел из портового города Плимут на Юго-Западе Англии. После долгого ледового плена в море Уэдделла в октябре 1915 года корабль был раздавлен большой льдиной и пошел ко дну. Однако всем членам экипажа удалось спастись, а Шелктон стал одним из главных народных героев Великобритании (согласно рейтингу BBC).
Корабль «Эндьюранс» до сих пор не найден, несмотря на предпринятые ранее попытки. Ученые предполагают, что он залегает на глубине более 3000 метров. Хотя само судно было раздавлено льдами, его обломки должны хорошо сохраниться из-за сильного холода, отсутствия света и низкого уровня кислорода. В последний раз исследователи выдвигались в море Уэдделла для поисков корабля в 2019 году, однако сканирование морского дна с помощью эхолотов не увенчалось успехом.
В начале 2022 года стартует очередная крупная научная экспедиция Endurance22, миссия которой заключается в поиске затонувшего в 1915 году корабля Эрнеста Шеклтона. Бывший руководитель поисковой группы Менсан Баунд (Mensun Bound), возглавлявший работы в 2019 году, сообщил, что прошлую экспедицию пришлось остановить из-за экстремальных погодных условий после того, как подводный аппарат оказался в ловушке подо льдом. Однако последствия изменения климата, которые приводят к таянию ледников, могут облегчить поиски. Рассуждая об опасностях, Баунд заметил, что если бы туристическое судно рискнуло зайти в море Уэдделла, то неминуемо было бы раздавлено льдами.
Экспедиция финансируется из частных источников и организуется Фондом морского наследия Фолклендских островов, который известен благодаря поиску затопленных в 1914 году немецких военных кораблей. Для Endurance22 в течение двух лет подготавливали судно «Агулхас II», которое принадлежит южноафриканскому правительству. В начале следующего года оно выдвинется из Кейптауна.
Команда будет использовать подводные поисковые аппараты Saab Sabertooth, оснащенные необходимыми датчиками, фонарями и камерами, чтобы донести возможное открытие до мировой аудитории. Исследователи планируют, что если не смогут подобраться достаточно близко к району предполагаемого расположения «Эндьюранс», разобьют на льду лагерь, чтобы запустить подводные аппараты через прорубь.
Руководитель нынешней экспедиции Джон Ширс (John Shears) считает, что нынешнее сочетание выдающейся команды и передовых технологий дарит хорошую возможность найти «Эндьюранс».
Ранее на N + 1 рассказывали о работе экспедиции, работающей над поисками потерпевшей крушение полярной экспедиции Джона Франклина. Так, в 2016 году исследователи из канадской некоммерческой организации Arctic Research Foundation обнаружили корабль «Террор», а в 2021 году генетики впервые подтвердили личность одного из участников плавания. Им оказался прапорщик Джон Грегори.
Михаил Подрезов
Как русские классики писали о французских блюдах
Во второй половине XIII века по всей Европе создаются кулинарные книги. Один из древнейших средневековых трудов об искусстве готовки, дошедших до нашего времени, был написан во Франции и посвящен блюдам из мяса и рыбы. Благодаря таким книгам рецепты передавались из поколения в поколение, а французская гастрономическая традиция повлияла в том числе на русскую культуру. В книге «Французская кухня в России и русской литературе» (издательство «НЛО») философ Виталий Задворный рассказывает, как Пушкин, Толстой, Лесков, Чехов и другие писали о блюдах из Франции. Предлагаем вам ознакомиться с фрагментом, посвященным фрикасе, желе, потофё и другим мясным блюдам.