Международная антарктическая экспедиция в январе-феврале 2019 года исследует ледник Ларсен С, от которого в июле прошлого года откололся огромный айсберг. Как сообщает BBC, попутно исследователи попробуют найти обломки экспедиционного судна «Эндьюранс», которое участвовало в Имперской трансантарктической экспедиции в начале XX века, было раздавлено льдами и затонуло недалеко от ледника Ларсен С.
Англо-ирландский полярный исследователь Эрнест Шеклтон (1874-1922) участвовал в четырех антарктических экспедициях. Участники двух из них, 1901-1904 и 1907-1909 годов, пытались достигнуть Южного полюса, но оба раза потерпели неудачу. После того, как Амундсен открыл в 1911 году Южный полюс, основной целью в Антарктиде, по словам Шеклтона, стало пересечение континента. В 1912 году он начал подготовку к трансантарктической экспедиции, участники которой должны были пересечь материк в самом узком месте и преодолеть 2,9 тысяч километров. В экспедиции участвовали две команды на двух судах - «Авроре» и «Эндьюранс». Изначальный план Шеклтона выглядел так: команда на «Эндьюрансе», состоящая из 14 человек под его собственным руководством, высаживается на побережье моря Уэдделла на северо-западе материка. Затем шесть человек из трансантарктической партии на моторных санях и собачьих проходят через Южный полюс и выходят на побережье моря Росса. Их встречает другая команда, с «Авроры», которая сразу высадится на противоположном побережье и подготовит базу и сделает закладки провианта примерно на трети маршрута.
В реальности все пошло по-другому. В декабре 1914 года, не дойдя до побережья Антарктиды, «Эндьюранс» столкнулся с ледовыми полями и лег в дрейф. Судно дрейфовало почти год, но в конце октября 1915 года, оно получило пробоину, но еще почти месяц держалось на воде, так что участники экспедиции смогли эвакуировать большую часть груза. Но 21 ноября обломки «Эндьюранса» пошли ко дну. Команда высадилась на лед вместе с припасами и тремя шлюпками. После нескольких неудачных попыток добраться по льдам до ближайшей китобойной базы, разлома льдины и дрейфа на шлюпках во льдах, исследователям удалось добраться до острова Элефант. Оттуда Шеклтон и еще пять участников команды на шлюпке доплыли до острова Южная Георгия и в середине мая по льдам добрались до находившейся там китобойной базы. Затем Шеклтон добрался до Чили и организовал спасение оставшейся части команды с острова Элефант. 3 октября 1916 года исследователи прибыли в Чили.
Команде «Авроры» пришлось еще тяжелее: судно унесло от берега и оно с большим трудом вернулось в Новую Зеландию после почти годового дрейфа. Оставшаяся на берегу команда чуть не погибла во время закладки запасов провианта, но большинству полярников удалось вернуться на базу (три человека из десяти погибли). В январе 1917 года их эвакуировали.
Международная антарктическая экспедиция, организованная Институтом полярных исследований имени Скотта Кембриджского университета, будет проходить в январе-феврале 2019 года и продлится 45 дней. Участники из Великобритании, Новой Зеландии и ЮАР на исследовательском ледоколе S. A. Agulhas II дойдут до моря Уэдделла и изучат ледник Ларсен С, от которого в июле 2017 года откололся один из крупнейших зарегистрированных айсбергов. Его площадь составила около 5,8 тысяч квадратных километров (почти четыре площади Санкт-Петербурга), толщина — 200 метров, а вес около одного триллиона тонн. После этого гляциологи задались вопросом, не разваливается ли на части весь ледник. Задачей экспедиции будет исследовать место разлома на леднике и картировать морское дно. Также, с помощью автономных подводных аппаратов исследователи соберут образцы льда, чтобы провести геофизические измерения и проследить историю наступления и отступления ледника. «У нас есть только данные спутниковых наблюдений за последние несколько десятилетий. Мы хотим увидеть как они укладываются в общую картину, если смотреть за более продолжительный период — сотни и тысячи лет», — объясняет одна из участниц экспедиции, доктор Кристин Батчелор (Christine Batchelor) из Института полярных исследований.
Также ученые собираются исследовать предполагаемое место крушения «Эндьюранса». Согласно судовым документам, оно затонуло в 68 градусах 39 минутах 30 секундах южной долготы и 52 градусах 26 минутах 30 секундах западной долготы, примерно в 100-150 морских милях к востоку от ледника Ларсен С. Исследователи планируют сканировать морское дно в предполагаемом месте крушения с помощью эхолотов и искать похожие на обломки кораблекрушения рельефы.
Полтора года назад исследователи похожим образом нашли затонувшее судно «Террор» полярной экспедиции Джона Франклина, который пытался найти Северо-Западный проход, морской путь через Северный Ледовитый океан. Исследователи делали подводные снимки судна и сравнивали их с сохранившимся планом XIX века.
Как испанцы утратили захоронения великих писателей и драматургов
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
Рождение Музея Прадо, поиски портретов Сервантеса, тяготы Гражданской войны — из этих и многих других сюжетов можно составить образ Испании. В книге «Испания от И до Я. Двойники Дали, сервантесовская вобла и другие истории заядлого испаниста» (издательство «Слово/Slovo») испанист Татьяна Пигарёва рассказывает про эту страну через ключевые события испанской культуры и собственные воспоминания. Книга вошла в длинный список премии «Просветитель». Предлагаем вам ознакомиться с фрагментом, который рассказывает, как были утрачены захоронения писателя Сервантеса, драматурга Лопе де Вега и других знаменитых испанцев, а останки Кальдерона странствовали после его смерти.